www.poezo.ru

Задание по теме «Жанры» для студентов исполнительских факультетов

Вячеслав Медушевский

Вячеслав Медушевский

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

1. Прочитать из прикрепленных файлов тексты (памятки), находя свои примеры на каждую из мыслей.

2. Памятку о фантазии Моцарта читать, рассматривая одновременно и ноты (во вложенном файле) и мысленно воспроизводя музыку своими исполнительскими движениями.

3. Найти в интернете исполнения Фантазии ре минор Моцарта, сравнить с тем образом, который сложился при мысленном исполнительском изучении нот, сделать выводы.

4. Псалмодия — жанровое начало, пришедшее в светскую музыку из церковной. Оно выражается в последовании нот одной высоты, при исполнении требующем глубокого вслушивания — такого, чтобы была не череда звуков, но вхождение в глубину одного (!) звука, как бы разрастающегося в душе и сердце, подобно цветку из семени. Без такого молитвенного усилия и «впевания» в тон псалмодии не получится, а будет просто механический повтор звука. Мысленно исполнить «Грезы любви», ноктюрн Листа. Каким образом псалмодия входит в контекст любви? Что есть любовь?

Аналогичный опыт провести с начальной валторновой темой медленной части 5 симфонии Чайковского. В эскизах симфонии 4-тактовое построений заканчивалось не псалмодией, а красивыми завитками мелодии. Почему композитор отбросил эти красивости? Может ли любовь быть легкомысленной?

В скрипичном концерте Мендельсона — что будет, если начальную трехзвуковую полетную псалмодию заменить на фигурку опевания (h-ais-h)? Аналогично и в побочной партии? Если так расслабить тон музыки, то как исполнить и финал?

Если так поступить и с псалмодическим окончанием фразы 7 Прелюдии Шопена, изменив ее на опевание (h-ais-h)? Что дает сочетание мазурки и псалмодии? Почему М. Юдина дала этой прелюдии название «Свет душ»? Танцовщица Айседора Дункан исполняла ее одним лицом, а во втором предложении, сделав шаг вперед, присоединила к мимике взгляда еще и жест рук.

Если в 13 этюде Шопена (As dur) расслышать псалмодию в крайних голосах — что это даст интерпретации?

Что происходит в первом такте серединки простой трехчастной формы (pp) в начале Полонеза Шопена cis moll op.26 № 1? Описать интонацию рук. Привести и свои примеры включений крохотных отрывков псалмодии в разные смысловые контексты.

5. Рассмотрение жанровых начал и интонаций позволяет «читать» музыку как книгу, раскрывать любые концепции. Вслушаться в смысл начальной псалмодии во вступлении 5 симфонии Чайковского. 2 кларнета — не признак непрофессионализма гения, но выражение глубины замысла. Где двое, там и третий между ними. В данном случае — угроза смертью. Как избавиться от гнетущей мысли о смерти, занозой засевшей в мозгу? Броситься в гущу жизни с вальсами и любовью? — это смысл первой части. Не получится. Уйти в молитвенное созерцание в медленной части? — Тоже недостаточно. Выход давно известен: нужно высокое, полное и ясное понимание жизнетворящего смысла смерти. В соответствии с установками святых, Моцарт в письме к отцу смерть, правильно понимаемую (то есть как начало истинной жизни!), рассматривает как лучшую подругу человечества. В Финале симфонии лейтмотив звучит неожиданно в мажоре, но очень мягко, а затем, когда жизнь стремительно пронесется пред мысленным взглядом, тот же псалмодический лейтмотив звучит победно и торжествующе. Описать изменившийся смысл лейтмотива в начале и конце симфонии.

«Памятки» по теме «Жанры, жанровые начала, жанровое развитие в произведении»


В. В. Медушевский. Учебные материалы к курсу анализа музыки. Стиль

В. В. Медушевский. Учебные материалы к курсу анализа музыки. Жанр

В. В. Медушевский. Учебные материалы к курсу анализа музыки. Жанр. Схема

В. В. Медушевский. Учебные материалы к курсу анализа музыки. Фантазия Моцарта d moll (к раскрытию красоты жанра)

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход