www.poezo.ru

В. В. Медушевский. Учебные материалы к курсу анализа музыки. Стиль

Вячеслав Медушевский

Вячеслав Медушевский

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Памятка к занятию «Стиль, стилизация, полистилистика, стилевое развитие»

«Стиль — это человек» (Бюффон). Точнее — выражение человека. Какого? Бандита, уголовника? Человек есть бесконечно прекрасная и неповторимая мысль Бога о нем. Только Бог и может ее раскрыть, если художник того желает и обращен к Источнику красоты. «Не поэт творит стихотворение, а стихотворение — поэта» (Поль Валери). Как это? Шедевр творит художника через вдохновение, подаваемое с Неба в ответ на жажду сердца. Так рождается красота, высота, неповторимое своеобразие стиля, его уникальность. Нет и не может быть в мире второго Моцарта, ни иных Чайковских, Рахманиновых. Неповторимы не только индивидуальные стили (композиторские и исполнительские), но и стили эпохальные, исторические, национальные. Как в человеке неповторимы жесты, походка, строй речи, то, как он впитывает в себя язык, традицию, откликается на жизнь, ощущает вечность и стремится к Небу, но все эти мириады проявлений выносятся из его сердечной глубины («от избытка сердца глаголют уста»), — так и стиль выражается в обилии деталей, но все они вытекают из глубины, заквашенной небесной красотой. Стиль, в отличие от манеры (от manus — рука), — нерукотворен. Он плод вдохновения, стяжаемого трудом души. Откровение стиля — величайшее чудо в искусстве, высшее, чего может желать и достичь художник или эпоха.

Центрированностью в духовном облике человека стили отличаются от жанров, охватывающих разные области общественной жизнедеятельности.

В ХХ веке, восставшем против всей великой традиции человечества, появилось в стилевой плоскости музыки новое явление эпохального и мирового размаха — антистиль, сначала в форме авангардизма, а с конца 60-х годов по сию пору — в форме постмодернизма. Индивидуальным стилям впервые в истории пришлось пробиваться к свету традиции в борьбе с этим давящим дьявольским началом.

Языковое выражение стиля — стилистика: совокупность конкретных характерных черт и внешних примет стиля, вытекающих из его духа. Она может быть неоднородной. Так возникают явления стилизации, полистилистики, полистилистического развития.

Стилизация возникает тогда, когда композитор говорит как бы не на своем языке. Это, например, «Шопен» из «Карнавала» Шумана, «Моцартиана» Чайковского, его же Пастораль «Искренность пастушки» в «Пиковой Даме», Сюита в старинном стиле Шнитке. Обычно стилизации содержат в себе черты и собственного стиля автора. Так, в «Бергамасской сюите» Дебюсси три части стилизуют музыку барокко, но «Лунный свет», выделенный по праву медленной части резким тональным скачком (Des dur после a moll), — типичное проявление стиля автора.

Полистилистика — понятие, введенное в теорию А. Шнитке. Оно заменило понятие эклектики, которое лукавая эпоха постмодернизма впервые в истории сделало позитивным, а не порицающим. В отличие от эклектики, тщеславной мешанины стилей, полистилистика не отрицает единства стиля, а указывает на осмысленную неоднородность стилистики. Полистилистика открыла возможность стилевого диалога в рамках одного произведения. Чаще всего это диалог исторических миросозерцаний. Например, в Партите Э. Денисова, в которой скрипач полностью играет полную величия Партиту Баха d moll с Чаконой, дописанная партия оркестра непрестанно меняет свой стилевой облик, мечется между полюсами баховской и современной музыки. Кажется, что скрипач своей барочной ревностью пытается вытянуть человечество из бездны к великому свету традиции человечества, и часто это удается, оркестр покоряет себя красоте тональной логики. Но в другие моменты все расползается в хаос сонорно-диссонантного сверхмногоголосия.

Шнитке положил начало теоретической разработке системы выразительных приемов полистилистики (цитата точная и измененная, псевдоцитата, аллюзия, коллаж, полистилистическая полифония, полистилистическая драматургия, развитие, коллажная и диффузная полистилистика и др.).

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход