www.poezo.ru

Ксавье Монтсальватже. Юмор, ритм, ирония

Алекс Альгуасил

Алекс Альгуасил

Профессор в Conservatori Superior del Liceu, Барселона

Наше издание рассказывало в рубрике КОНЦЕРТЫ об испанском пианисте Алексе Альгуасиле. Сотрудничество с музыкантом продолжилось: поскольку Алекс преподаёт в Conservatori Superior del Liceu в Барселоне, он предложил для ознакомления пианистам России и всего постсоветского прострарства свои методические видеоролики, дающие понимание особенностей исполнения одного из самых значительных произведений Мануэля де Фальи «Fantasia Baetica», о композиторе Ф. Момпоу и его сочинении «Cançons I danses», о сюите Э. Гранадоса «Гойески», о фортепианной сюите И. Альбениса «Иберия».

Новый материал музыканта посвящён творчеству К. Монтсальватже. Алекс предлагает статью и видеоматериал музыкантам-исполнителям и слушателям для более глубокого постижения испанской музыки.

_____________________________

Ксавье Монтсальватже (Xavier Montsalvatge) родился в Каталонии и был одним из самых выдающихся композиторов второй половины 20-го века в Испании. Он родился в 1912 году, в тот год, когда Стравинский писал «Весну священную», Дебюсси писал свой балет «Игры», а Равель осуществил премьеру «Дафниса и Хлои». Музыка этих композиторов оказала большое влияние на Монтсальватже.

Французская школа также оказала влияние на другого каталонского композитора, Фредерика Момпу — одного из главных представителей каталонской и испанской музыкальной сцены того времени, друга Монтсальватже. Но в то время как Момпу сочинял в основном для фортепиано, в своем собственном темпе, вдохновленный почти трансцендентным состоянием изоляции, Монтсальватже писал оперы, квартеты, балеты и камерную музыку, многие по заказу в тесном сотрудничестве с исполнителями. Он был очень общительным композитором, старавшимся, чтобы музыкантам нравилась его музыка.

Им обоим посчастливилось привлечь внимание к своему творчеству пианистки Алисии де Ларроча, которая исполнила многие их фортепианные пьесы по всему миру, что сделало музыку обоих композиторов известной в мире. В случае с Монтсальватже не только Де Ларроча, но и некоторые другие выдающиеся испанские исполнители того времени исполняли его музыку, помогая распространить ее по всему миру. Ряд произведений стали очень популярными.

У Монтсальватже был совершенно особый стиль, который сочетал в себе своего рода средиземноморский фольклор, латиноамериканские ритмы в сочетании с модернистским гармоническим языком, на который повлияла французская школа или композиторы Шестёрки, и в целом очевидное чувство юмора.

Обычно Монтсальватже определяют как композитора-эклектика и космополита, потому что у него есть композиции для многих различных формаций в нескольких музыкальных стилях. Его язык, как правило, тональный, но, как и многие другие композиторы, которые прошли несколько этапов в своем композиторском стиле, Монтсальватже также экспериментировал в своих композициях, применяя даже 12-тоновую систему.

Но в целом его идеи и его чувства, чтобы быть выраженными, нуждаются в тональности. Монтсальватже уважал достижения Рихарда Вагнера или важность открытий Арнольда Шенберга в истории музыки, но они не сильно повлияли на него. Больше всего он был близок французской школе, и особенно в оркестровой музыке: инструменты, цвета и гармонии пришли оттуда. Помимо гармоний, в его музыке преобладают ритмы Латинской Америки или джаза. Монтсальватже дружил с Фрэнсисом Пуленком, Вилла Лобосом, он знал Альберто Хинастеру и попал под влияние ритмов, которые использовали эти композиторы. Особенно на него повлияла музыка Мариуса Мийо.

Очень характерным ритмом, который он использовал, была хабанера. Хабанера — ритмическая формула, родом с Кубы, которую многие композиторы использовали в своих произведениях, выражая ритмы и характер Испании, поскольку Куба была испанской колонией вплоть до 1898 года. Мы можем найти хабанеры в нескольких произведениях Дебюсси и Равеля. Хабанера стала популярной на побережье Каталонии, и в конце концов хабанеры начали петь и на каталонском языке, что превратилось в распространённую традицию.

Монтсальватже фактически собрал некоторые мелодии и тексты песен и написал «Альбом де хабанерас» («Album de habaneras»). Этот стиль использования ритмов и звуков с карибских островов обычно называют антилланизмом. Это было его способом создать воображаемый и оригинальный фольклор, не являющийся ни испанской, ни каталонской национальной музыкой.

В конечном счете то, что определяло его музыку, было особым стилем, сочетанием различных аспектов. В то время как Момпу действительно привносил в своё творчество каталонскую фольклорную музыку, Ксавье Монтсальватже старался не причислять себя к какому-либо определенному национальному музыкальному течению. Он создал свой собственный стиль, свой собственный фольклоризм, далекий от национального, со многими источниками вдохновения, от латиноамериканских и джазовых ритмов до «индийского» антилланизма в сочетании с французскими диссонирующими гармониями, что делает его оригинальным, в некотором смысле очень прагматичным и поэтому живым.

The music of Montsalvatge: Humor, rhythm and irony

____________________________________

Другие публикации автора:

Алекс Альгуасил: «Fantasia Baetica» Мануэля де Фальи

Алекс Альгуасил: «Cançons I danses» Ф. Момпоу

Энрике Гранадос. Сюита для фортепиано «Гойески»

Алекс Альгуасил: сюита И. Альбениса «Иберия»

_____________________________________

В рубрике КОНЦЕРТЫ — об авторе: Елена Копий. «Алекс Альгуасил — представитель современной фортепианной школы Испании»

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход