www.poezo.ru

Энрике Гранадос. Сюита для фортепиано «Гойески»

Алекс Альгуасил

Алекс Альгуасил

Профессор в Conservatori Superior del Liceu, Барселона

Наше издание рассказывало в рубрике КОНЦЕРТЫ об испанском пианисте Алексе Альгуасиле. Сотрудничество с музыкантом продолжилось: поскольку Алекс преподаёт в Conservatori Superior del Liceu в Барселоне, он предложил для ознакомления пианистам России и всего постсоветского прострарства свои недавно записанные методические видеоролики, дающие понимание особенностей исполнения одного из самых значительных произведений Мануэля де Фальи «Fantasia Baetica». о композиторе Ф. Момпоу и его сочинении «Cançons I danses». Новый материал музыканта посвящён фортепианной сюите Э. Гранадоса «Гойески». Алекс предлагает этот видеоматериал музыкантам-исполнителям и слушателям для более глубокого постижения испанской музыки.

__________________________________________________________________

Сюита «Гойески» — одна из достопримечательностей испанской фортепианной музыки. Композитора вдохновили картины Гойи и мира, который на них изображен. Мы можем найти повествование, историю любви, по которой зрителям и исполнителям будет легко следовать.

Сюита «Гойески» — одно из основных произведений испанской фортепианной музыки наряду с «Иберией» Альбениса и, в некоторой степени, «Фантазией Бетика» де Фальи. Но если музыка Альбениса и Фальи ближе к стилю фламенко, то произведение Гранадоса написано в романтических традициях, таких как музыка Шумана или Шопена, но, в то же время, сохраняет национальные испанские корни. Сочинение Гранадоса написано более доступным для широкой музыки музыкальным языком, чем, например, более авангардный язык Fantasia Baetica Фальи.

Как видно из названия, «Гойески» родились под влиянием картин Франсиско де Гойи. В 1898 году Гранадос посетил музей Прадо и был очарован миром, изображенным на картинах Гойи: цвета, персонажи и их одежда, образ жизни и различные обычаи мадридской сцены 18 века стали для него своего рода навязчивой идеей.

Вдохновленный увиденным, Гранадос начал сочинять музыку, писать стихи и даже делать зарисовки в стиле Гойи, многие из этих образов, художественных идей он позже использует в сюите «Гойески». Он также делал наброски главных героев, изображенных на картинах Гойи, Majos и Мajas.

Majos и Мajas — это имена, данные популярным персонажам и персонажам «низшего сословия» конца 18 века в Мадриде и некоторых других частях Испании; они появляются на многих картинах и в сценах, созданных Гойей.

Majo был мужским персонажем, олицетворяющим мужественность испанского типа, а Мaja была девушкой, привлекательной и уверенной в себе. Они одевались определенным образом, который характеризовал и определял их, и, как ни странно, аристократия того времени имела тенденцию следовать этой моде, поэтому иногда мы видим на картинах Гойи аристократических персонажей, одетых как Majo. (Герцогиня Альба)

Но они отличались не только своей одеждой, но также взглядами и характером. Женщины могли быть грубыми, а мужчины — вызывающими. Любовь и страсть были одними из их главных черт, и вместе с галантностью и непринужденностью определяли сложную, но, в то же время, очаровательную личность. Это важно, потому что Гранадос хочет передать именно такой образ в своей музыке, поэтому он записывает некоторые из этих атрибутов специально в партитуру.

GOYESCAS — «LOS MAJOS ENAMORADOS». СЮИТА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО

Среди материалов, которые он создал вдохновлённый живописью Гойи, Гранадос собрал 6 пьес, превратив их в фортепианную сюиту «Goyescas», дав названия каждой пьесе, которые связаны с разными эпизодами картин худодника. По словам Фернандо Перике, две картины из «Капричос» Гойи были прямым источником вдохновения для Гранадоса.

Сцена, названная «Tal para cual», «Два одинаковых», была использована в качестве вдохновения для первой части сюиты, которую Гранадос назвал Los Requiebros. Эта сцена, в которой отображается флирт и комплименты между парой. Галантный стиль музыки и украшенные мелодии задают характер всей сюиты. Затем «Еl amor y la muerte», «Любовь и смерть», названная Гранадосом тем же именем, стала пятым номером сюиты, где даётся картина смерти Майо в руках Майи. Остальные части были вдохновлены другими сценами из художественного мира Гойи и названы самим композитором.

Гранадос озаглавил фортепианную сюиту «los Majos enamorados», влюбленные Majos, так что это действительно история любви, страсти с драматической развязкой. Шесть пьес фортепианной сюиты представляют собой своего рода повествование. Гранадос дал в нотах обозначения, поясняя определенный образ или действие в музыке, что помогает создать повествование, которое объединяет и связывает произведение воедино.

ОПЕРА «ГОЙЕСКИ»

Масштаб, выразительность и драматизм фортепианной сюиты позволяют увидеть нечто большее, и по предложению друга сюита «Гойески» была превращена композитором в оперу. Премьера оперы предполагалась сначала в Париже, но оказалась невозможной из-за Первой мировой войны. Но в 1916 году премьера «Гойески» состоялась в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и была хорошо принята публикой, хотя и недолго сохранялась в репертуаре.

В структуре оперы музыка из фортепианной сюиты, в которую он внес некоторые изменения, а затем создал другие сцены, используя музыкальный материал другой музыки, вдохновлённой произведениями Гойи. Получилась одноактная опера из 9 сцен, разделенных на 3 части. Новая структура адаптирована к либретто оперы, в основе которого простая история любви, где музыка выражает бурную страсть персонажей и драму, стоящую за ней. Поэтически говоря, любовь и смерть на самом деле являются двумя основными чертами испанской психики, присутствующими не только в музыке, но и в испанской литературе и других искусствах. Гранадос использует национальные мелодии и мотивы, чтобы выразить развитие этой драмы любви и смерти, и это то, что вы найдете более подробно в видеоролике, темах и мотивах «Гойески».

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход