www.poezo.ru

Алекс Альгуасил. Пять ноктюрнов Мануэля Бланкафорта

Алекс Альгуасил

Алекс Альгуасил

Профессор в Conservatori Superior del Liceu, Барселона

От редакции:

Наше издание рассказывало в рубрике КОНЦЕРТЫ об испанском пианисте Алексе Альгуасиле. Сотрудничество с музыкантом продолжилось: поскольку Алекс преподаёт в Conservatori Superior del Liceu в Барселоне, он предложил для ознакомления пианистам России и всего постсоветского пространрства свои методические видеоролики, дающие понимание особенностей исполнения одного из самых значительных произведений Мануэля де Фальи «Fantasia Baetica», о композиторе Ф. Момпоу и его сочинении «Cançons I danses», о сюите Э. Гранадоса «Гойески», о фортепианной сюите И. Альбениса «Иберия», о творчестве Ксавье Монтсальватже.

Отдельный материал был посвящен фортепианному творчеству Рихарда Штрауса и представляет интерес для пианистов-исполнителей и педагогов с точки зрения редкого обращения к заявленной теме. Алекс Альгуасил записал также диск с фортепианными сочинениями Рихарда Штрауса.

Новый методический видеоролик, предложенный пианистом нашему изданию, посвящен творчеству композитора Мануэля Бланкафорта.

______________________________________

Мануэль Бланкафорт (1897–1987) был одним из самых значительных каталонских композиторов 20-го века. На его счету множество фортепианных сочинений, а также произведения для оркестра и других инструментальных коллективов. Его музыка обычно ассоциируется с музыкой Ф. Момпоу и потому, что в их творческом стиле много общих черт, и потому, что они были друзьями.

Пять ноктюрнов Мануэля Бланкафорта были написаны между 1930 и 1940 годами и принадлежат к очень личному и постромантическому стилю композиции. Изначально Мануэля Бланкафорта учил отец, но, в основном, он был самоучкой. Когда ему было около 17 лет, он познакомился с композитором Фредериком Момпоу, в котором его привлекли похожие художественные интересы. Со временем они стали близкими друзьями, что сыграло решающую роль в музыкальном развитии Мануэля Бланкафорта.

Пять ноктюрнов — очень романтичные, выразительные и интимные по манере выражения пьесы, стилистически напоминающие некоторые композиции Ф. Момпоу. В то же время в них проступают и черты стиля других композиторов, таких как Ф. Шопен или Э. Сати. Примером тому может служить ноктюрн № 4.

Эти пьесы не сложны, но в них мы встречаем трудности другого рода: при исполнении следует пытаться достичь правильного звучания. Специфический тип звучания, присущий музыке М. Бланкафорта, а также сочинениям Ф. Момпоу, возник под влиянием их музыкального детства. Точно так же, как Ф. Момпоу вырос, детстве слушая колокола фабрики своей семьи и, следовательно, привнося в свою музыку немного этого металлического звука и резонансов, М. Бланкафорт вырос на фабрике, которой владела его семья, — первой фабрике по производству роялей в Каталонии.

Эти пять ноктюрнов остаются романтическими и выразительными лирическими произведениями, близкими по стилю к произведениям Ф. Момпоу. Но следует упомянуть, что М. Бланкафорт сочинил также крупномасштабные композиции, например, два фортепианных концерта, в которых он расширяет диапазон клавишных, придавая им большую звучность. Ему принадлежат «Полька» с ироничной и комической образностью и некоторыми джазовыми эффектами, а также другие пьесы подобного содержания. С другой стороны, его «Античная сонатина» написана в неоклассическом стиле, а множество фортепианных миниатюр имеет характер личного высказывания.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.