www.poezo.ru

Париж. Центр Помпиду

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Есть в Париже замечательное местечко, к которому не могут быть равнодушны ценители изобразительного искусства и музыки, профессиональные архитекторы, художники и дизайнеры, всевозможная богемная публика и просто люди, желающие почувствовать неповторимую атмосферу города. Это знаменитый Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.

Инициатором создания этой творческой Мекки был сам президент Жорж Помпиду: «Как бы я хотел, чтобы в Париже появился культурный центр, который одновременно являлся и выставкой, и творческой мастерской, местом, где пластические искусства гармонично соседствовали с музыкой, литературой, киноискусством и аудиовизуальными исследованиями». Мечты поэтапно воплотились в реальность: был объявлен международный конкурс на проектирование здания центра. Рассмотрев огромное количество проектов, представленных архитекторами 49 стран, жюри определило победителей. Ими стали итальянский архитектор Ренцо Пияно и англичанин Ричард Роджерс с инновационным проектом здания в стиле высокотехнологичной архитектуры. Оба архитектора в разное время были удостоены престижной Притцкеровской премии, потому что проект по меткому выражению газеты New York Times «перевернул архитектуру мира с ног на голову».

Центр Помпиду официально открыл в 1977 президент Франции Валери Жискар д«Эстен. Расположенный в квартале Бобур четвёртого округа Парижа, комплекс поражает своими размерами и разноцветными техническими конструкциями снаружи здания, вынесенными на всеобщее обозрение. Это позволило увеличить внутреннее пространство строения и одновременно осуществить революционное дизайнерское решение необычного архитектурного объекта, символизирующее созидание и массовое распространение искусства. В своё время парижане неоднозначно восприняли сооружение, скорее напоминающее некий промышленный образец, в окружении привычной традиционной архитектуры. Столь же бурные споры вызывала в своё время Эйфелева башня, ставшая впоследствии одним из символов Парижа. Французы спорили, туристы удивлялись и ехидничали, но все шли в новый Центр толпами, о чём и мечтал некогда Помпиду. Вскоре Бобур, как его называют парижане, стал весьма популярным местом паломничества французов и туристов из разных стран, а также местом встреч и дискуссий творческой интеллигенции.

Оказавшись внутри, ощущаешь себя в самом сердце культурной жизни Парижа. В Центре расположились музей National d’Art Moderne, который является крупнейшим музеем современного искусства в Европе, публичная библиотека, концертные и выставочные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки (IRCAM), созданный ведущим французским композитором Пьером Булезом, а с 2006 года возглавляемый Франком Мадлене, библиотека и художественные мастерские для детей.

В Центре Помпиду есть также замечательный книжный магазин для ценителей изобразительного искусства, откуда просто невозможно уйти без книги или художественного альбома. На первом этаже функционирует магазин сувениров, где можно приобрести оригинальные дизайнерские работы разных авторов.

Наконец, уютное кафе на втором этаже и прекрасный ресторан на шестом, откуда открывается великолепная панорама Парижа, завершают беглое описание комплекса.

В Центре Помпиду нам посчастливилось посетить замечательную выставку американского скульптора Александра Кальдера. Здесь были представлены работы «парижского периода» его творчества: около 300 произведений — скульптуры, рисунки, фотографии и фильмы, в том числе «Цирк Кальдера» — ансамбль скульптурных фигурок-игрушек. Потомственный скульптор, Кальдер приехал в Париж в 1926 году и, поселившись в квартале Монпарнас, основал художественную студию. Кальдер стал автором идеи использовать в качестве материала проволоку, чтобы в противовес монументальной скульптуре создавать лёгкие пустые силуэты, свободно вращающиеся в пространстве. Именно тогда был создан «Цирк» с его двенадцатью фигурками, одетыми в лоскуты ткани. Кальдер изобрел также механизм, позволяющий этим персонажам двигаться. Естественно, что среди посетителей выставки было много детей, которых приводили сюда целыми классами, они располагались прямо на полу, слушали экскурсовода и смотрели видеофрагменты, сопровождаемые музыкой. Здесь же были представлены кинетические фигуры и «мобили» Кальдера. О скульпторе можно было приобрести книги разного формата и цены, что мы с удовольствием сделали.

Наш рассказ будет неполным, если мы не опишем площадь перед Центром Помпиду. Это замечательное место, где прямо на брусчатке большими компаниями, небольшими группами и просто в одиночестве стоят, сидят, лежат и созерцают всевозможные действа, которые совершаются всеми желающими тем или иным способом выразить себя. Уличные актёры, танцоры, комедианты, музыканты, мимы, акробаты — кого тут только нет! Всё это сливается в один ненавязчиво звучащий фон, и ты так же непринуждённо, как все, расположившись на площади под теплыми ласковыми лучами солнца, просто переводишь взгляд с одного забавного объекта на другой. И ощущение общности, причастности к некоему процессу, и, в то же время, покоя, стабильности и полного счастья посещает тебя в эти минуты…

Рядом с Центром Помпиду находится площадь Игоря Стравинского с фонтаном его же имени. Фонтан с шестнадцатью причудливыми движущимися скульптурами швейцарского архитектора Жана Тэнгли и его жены, художницы Ники де Сент-Фалль, был создан по предложению упомянутого выше композитора Пьера Булеза, чтобы скрасить мрачный колорит площади и осуществить переход к готической церкви Сен-Мерри. У фонтана всегда полно детей и мам, детские голоса оживляют площадь не меньше, чем сказочные мобили. Созерцание чёрных колёсных железных механизмов и ярких красочных фигур, выпускающих струйки воды под музыку Стравинского — ещё одно забавное зрелище, которым можно развлечься сидя в одном из ближайших кафе.

Видео Елены Копий с фотографиями Андрея Копий и музыкой Мориса Равеля.

Продолжение следует…

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход