www.poezo.ru

Ну это же Валя!

Карина Ба́рас

Карина Ба́рас

Преподаватель, член Союза композиторов России,
лауреат международных и всероссийских конкурсов

От редакции:

Отзвучали последние аккорды очередного, ХVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского. О лауреате конкурса в номинации фортепиано Валентине Малинине (II премия), о первых серьёзных достижениях талантливого мальчика в освоении профессии наше издание ещё в 2016 году опубликовало большую статью его педагога по классу композиции, члена Союза композиторов России, лауреата международных и всероссийских конкурсов Карины Вальдемаровны Ба́рас. Сегодня мы предлагаем новый материал автора, рисующий портрет молодого музыканта, приоткрывающий детали его последовательного творческого роста.

_________________________________________________

П. И. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1, си бемоль минор, op.23

XVII Международный конкурс имени П. И. Чайковского, третий тур, 29.06.2023

С первой же ноты Малинин поражает прежде всего своим талантом, этой реактивной

реакцией на даже самые мимолётные события в музыкальном действии. (Борис Блох)

На XVII Международном конкурсе Чайковского после выступлений Валентина Малинина можно было прочитать много таких фраз: «это подлинное творчество», «уникальная личность», «настоящее чудо», «гениальная игра», «открытие конкурса». Человек видит прекрасное, если в нём самом есть хотя бы какая-то часть прекрасного. Человек видит гениальное, если в нём самом есть какая часть от гениального (талант или одарённость). Если же у человека нет специального «органа» для ви́дения, гениальность утверждается извне всеобщим вердиктом (например, на большом расстоянии — спустя века).

Отлично помню тот первый день, когда ко мне пришёл Валя, принёс свои ноты и стал играть. В ту же минуту я поняла: передо мной «юный Моцарт», гений. Причём уверенность у меня была 100%! Теперь же, спустя четырнадцать лет, я то же самое говорю, и уверенность моя подкрепляется большим опытом творческого взаимодействия с этим чудесным мальчиком, а также всеми его уникальными способностями, о которых я узнала уже после того первого знакомства. И мне всё равно, что думают и как считают другие. Моё мнение никто не изменит, потому что я вижу то, что другие могут не видеть, знаю то, что другие не знают. Это для меня очевидный факт, как день и ночь. Понятно, что с его стороны было то же самое, ведь распознавание «своего» такого же, из «такого же теста» происходит в обе стороны, как встреча родственных душ, как иностранцев или инопланетных существ, если хотите, а потому вполне закономерно возникла между нами удивительная дружба, творческий союз двоих — тандем, который с годами только укреплялся, несмотря на разницу в возрасте. Это произошло именно благодаря общим интересам и сотворчеству, когда мы, подпитываясь энергетикой друг друга, заряжались и из вспышек вдохновения рождали музыкальные идеи. Возможно, что есть ещё что-то сверх нашего понимания, потому что часто мой прожитый музыкантский опыт становился для Вали большим помощником в различных обстоятельствах и уберегал от роковых ошибок. Талант мальчика произрастал не на голой, а на уже удобренной моими творческими изысканиями почве, я всегда щедро делилась своими знаниями и не скупилась на вдохновляющие идеи, примеры и, конечно, на похвалы, осознавая, что работа с одарёнными детьми — это специфическая работа, требующая неординарных подходов и поведения.

Последний раз я рассказывала о Вале Малинине в связи с его Авторским концертом, который состоялся в стенах родной детской музыкальной школы №11 им. Б А. Мокроусова 26 мая 2016 года в Нижнем Новгороде. Концерт длился 90 минут и состоял исключительно из сочинений четырнадцатилетнего подростка, который выступал не только в качестве композитора, но и первого исполнителя. Это беспрецедентное явление в истории школьного образования: сочинить солидный объём сложных произведений, сольных и ансамблевых, выучить, а потом блистательно сыграть. На тот момент Валя учился в выпускных классах в двух школах и ему предстояли экзамены — выпускные, а потом вступительные в ЦМШ, куда я его готовила по всем музыкально-теоретическим дисциплинам и весьма успешно (Валя получил высшие баллы при поступлении, что большая редкость для абитуриентов из провинции). За пару месяцев до этого он прошёл предварительное испытание на Областной олимпиаде в музыкальном колледже, удивив комиссию своей выполненной работой. Помню, как я долго его ждала на выходе. Уже все участники ушли, а его всё не было. Наконец, он разгорячённый выбежал и рассказал, что ему не хватило места на бланке, тогда ему дали дополнительный нотный листок и он его исписал, но из-за временного регламента олимпиады не дали до конца выполнить работу — дописать все возможные аккорды от данного интервала. В этом факте проявилось его серьёзное отношение к делу, упорство и стремление быть первым, а это необходимые качества для лидера и для достижения побед в любых состязаниях. Общий балл за его ответы в итоге превосходил ответы других участников вдвое, поэтому ему присудили Гран-при — редкий случай в подобной практике.

Благодаря усилиям замечательного педагога по фортепиано Елены Михайловны Чвановой сольные концерты Валя привык давать ещё в школе. Со второго класса почти каждый год они проходили в большом зале музыкальной школы для широкой публики. Концерты по продолжительности соответствовали Валиному возрасту и, конечно, включали его собственные сочинения. Елена Михайловна сразу увидела исключительные способности Вали и, как чуткий педагог, всегда поддерживала его творческие начинания, помогала советами, учила программу. Именно она приучила Валю с раннего детства к насыщенной концертной и конкурсной жизни. Такой жизнь Вали продолжает оставаться и по сей день, только в разы интенсивней и разнообразней. География его выступлений обширна и охватывает ближнее и дальнее зарубежье, не говоря о родных просторах. Он выступал на Сахалине, ездил с концертами во Францию, Испанию, Грузию и т.д., т.п. Почти во всех конкурсах Валю ждал успех. На композиторских в том числе. Его первый опус, с которого началось наше знакомство «Попрыгунчики» получил первую премию на Областном конкурсе «Юный композитор». Председатель жюри, профессор Нижегородской консерватории Борис Гецелев сразу отметил его дарование: «талантливый парень!» Озорнишка также обратил на себя внимание своим живым темпераментом, который не позволял ему усидеть на месте, а обязательно спешил удивить, вызвать на яркие эмоции. Зачастую это приводило к приключениям. Например, в фойе консерватории он вдруг подбросил свою шапку, которая тут же повисла под потолком. Подобные «шутки» Валя проделывал и у меня на уроках, и на уроках фортепиано. Нужно отдать должное Елене Михайловне за её «материнское» терпение, ведь бывало, что прежде, чем заняться «рутинным» разучиванием нот, мальчику нужно было как следует побегать по классу, да так, чтобы Елена Михайловна не догнала.


Одарённым детям часто недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты, их голова полна шалостей; их называют нерадивыми, халатными, невнимательными, озорными, своенравными, рассеянными. Психологически с ними работать может далеко не каждый учитель. Понятно, что не всем по душе были многие Валины причуды, которые не укладываются во всеобщие правила поведения. Не буду скрывать, что не все педагоги разглядели дарование мальчика. Первые консультации в музыкальной школе закончились провалом — родители привели сына на отделение эстрадного вокала и им сказали: «ни слуха, ни голоса», а между тем у Вали прирождённый абсолютный слух. Из-за особенных свойств психики часто одарённые дети попадают в категорию необучаемых — происходит недопонимание природы Гения, для которого состояние творческого горения обязательно должно найти выход в разных формах. В детстве было увлечение вымышленным забавным существом Гагазаем, потом в физмат-лицее почти все предметы зажигали в нём энтузиазм, и Валя вызывался участвовать во всех школьных мероприятиях и олимпиадах. Такой же незамедлительный отклик получал отец Вали, когда предлагал какие-то подвижные спортивные игры, сёрфинг, поездки на матчи по хоккею (в раннем возрасте Валя занимался фигурным катанием). Помню, как однажды он увёз Валю на олимпиаду в Сочи. А какими были Валины победы в состязаниях, проводимых в санатории «Городец», в котором учились и отдыхали одарённые дети Нижегородской области! Я была куратором творческой школы и собственными глазами наблюдала удивительные метаморфозы, когда, казалось бы, не любящий танцевать мальчик с шумным успехом выигрывал на глазах ликующей детворы танцевальный конкурс! Именно лето 2014 года следует считать началом нового этапа в музыкальном становлении Вали Малинина. Увидев лучших детей области, погрузившись в творческую среду, получив новые знания (я там, кстати, с некоторыми ребятами, а с Валей особенно, проводила музыкальные занятия по сольфеджио), Валя понял насколько ему это всё близко, интересно и крайне необходимо. До этого он увлекался всем и не мог определиться со своей будущей жизнью, поэтому занятия в музыкальной школе не стояли в приоритете, он занимался легко и время от времени. Сейчас же он твёрдо решил стать музыкантом и потому стал внимательнее прислушиваться к советам профессионалов, заниматься систематически и целенаправленно (на фото — педагог ТШ «Городец» Т. И. Петренко и В. Малинин).

Родители выбор сына с уважением приняли и поддержали, в том числе материально, что весьма немаловажно, чего сто́ят, например, его концертные костюмы и заграничные поездки — это дорогое удовольствие, что и говорить. Согласно статистике, шанс появления одарённого ребёнка в немузыкальной семье, где оба родителя не музыканты, значительны ниже, чем в семье музыкантов. Валя — самородок и его появление на свет равносильно чуду. Родители его не музыканты (известный пианист Евгений Малинин — не родственник, а однофамилец), поэтому им очень многое в музыкантской профессии непонятно, но техническое образование стало важным подспорьем в рациональной организации Валиной жизни под девизом «ни минуты покоя». Однажды я сравнила Валю с гонщиком (у него есть юношеское произведение «Призрачный гонщик»): куда-то бежать, успеть, догнать, «заскочить» в последнюю минуту дедлайна. И это не по причине халатности, прокрастинации, неумении рассчитать время, а больше из-за желания довести свою работу до абсолюта. Он же с детства отличник-перфекционист. Всё, к чему прикасается, нужно сделать на пять с плюсом. А это требует дополнительных ресурсов. Поэтому масса сил и времени уходит на шлифовку, доведения до идеального, а времени не хватает, вот и приходится успевать между репетициями, встречами, рейсами. Вместе с тем метаться между «сочинять или играть», как проблема выбора «или-или» — такой проблемы никогда у него не было, потому что только «и», совмещение всего, а это по силам только исключительным личностям.

В ЦМШ при Московской консерватории Валя не бросал сочинять музыку и поначалу искал педагога по композиции, но так и не нашёл мне достойную замену. Поэтому я продолжала с ним заниматься либо в классе родной музыкальной школы, либо у меня дома, когда он приезжал в Нижний Новгород, либо дистанционно, онлайн. Будучи в девятом классе Валя завоёвывает Гран-при III Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева. И не без моего активного участия, ведь одним из этапов конкурса было выполнение специального задания «Услышать будущее». Сначала мы хотели написать опус для фортепиано и литавр, но оргкомитет конкурса не поддержал нашу дерзкую затею, мотивировав это тем, что достать литавры в Московский Дом Музыки задача непосильная. И тогда остановились на жанре транскрипции, ведь этот жанр давно считается наиболее творческим в проявлении пианизма. Обычно к жанру транскрипции композиторы-пианисты обращаются с целью обогатить фортепианный репертуар шедеврами, например, музыкального театра или симфонического искусства. Мы «услышали будущее» в этом перспективном жанре, поэтому создали произведение «Искатели жемчуга» — фортепианную транскрипцию романса Надира из оперы Ж. Бизе. В музыке слышны аллюзии на стиль Шопена, Листа, Рахманинова, Скрябина и Прокофьева. Идея этого опуса возникла ещё годом ранее, зимой. Тогда, у меня дома Валя написал первые страницы вступления, но опус остался незавершённым — нужно было срочно ехать в Москву сдавать сессию. Теперь же, в феврале 2019 года мы достали заброшенные рукописи и вдохнули в них жизнь. В авральном режиме за пять февральских дней было написано 14 страниц плотно исписанного в сложной фактуре нотного текста. Напечатаны и сброшюрованы они были за пару часов до отхода поезда в Москву, куда Валя мчался учить новый опус, чтобы совершить премьерное исполнение прямо на сцене во время второго тура конкурса! И снова Валя попадает в привычный для него экстрим — любимое занятие, ведь в экстремальных ситуациях он плавает, как рыба в воде, неслучайно Вале прекрасно, например, удаются импровизации. В последний раз он с блеском на экзамене импровизировал фугу Шумана. Фугу! «Ну это же Валя!» — традиционная фраза, которая очень часто произносится в нашей семье всякий раз, когда случается с Валей что-то экстраординарное, а это бывает довольно часто. Выступление на конкурсе Крайнева было вдвойне экстремальным, ведь его педагог по специальности в ЦМШ Заслуженный учитель России Мира Марченко попыталась его исправить. Валя же вопреки её воле донёс до сцены первоначальный вариант произведения, он твёрдо придерживался своего замысла. Это ещё одно важнейшее качество для настоящего музыканта — иметь свои принципы и отстаивать их, не взирая на лица, чего бы это ни стоило, иногда проявлять самоотверженность и быть в каком-то смысле борцом за свои права, за честность и за справедливость.

Opus 18. «Искатели жемчуга». Фортепианная транскрипция романса Надира из оперы Ж. Бизе (2019).

Закончив в 2020 году с отличием ЦМШ, Валя поступает в Высшую школу музыки в Берлине к профессору Кириллу Герштейну. Всё вроде бы прекрасно и будущее на ближайшие годы у Вали определялось, но вот однажды…

Тихим воскресным вечером беседа модулирует в неожиданную тему — о спокойных днях на пенсии, когда можно будет, наконец, спокойно дочитать книгу, досмотреть сериал, дописать дневник и вдруг возникает мысль: «Вот всё в жизни испытал — и в «Сириусе» побывал, и на горнолыжных курортах покатался…, но вот в Московской консерватории так и не поучился!» И тут Валя срывается и, как всегда, мчится во весь дух, «заскакивает в последний вагон» — в последний день приёма документов приезжает в Москву, и без какой-либо основательной предварительной подготовки сдаёт на максимальные баллы вступительные экзамены по всем предметам — «Ну это же Валя!». Поступление в МГК им. Чайковского было абсолютной неожиданностью для всех и свалилось, как «снег на голову». Теперь Вале нужно было учиться в двух вузах одновременно — в Москве и в Берлине, а также продолжать свою интенсивную концертную и конкурсную жизнь! Педагог по специальности профессор Ксения Кнорре (дочь Веры Горностаевой) благожелательно отнеслась к исключительному «двойственному» положению, поверила в его сверхспособности и включилась в работу. Иначе к этому отнёсся Кирилл Герштейн, который весной 2021 года поставил ультиматум: «или я, или московская консерватория». Выбор был сделан в пользу Родины.

В Московской консерватории по моей настоятельной просьбе Валя возобновил поиски педагога по композиции, ходил на консультации и на пробные уроки к профессорам и ассистентам-стажёрам, но снова не нашёл мне достойной замены, поэтому мы по сей день продолжаем совместно работать над его опусами. В общей сложности с Валей мы находимся в творческом тандеме четырнадцать лет — это солидная часть его (ему сейчас 21 год) и четверть моей жизни. За этот период времени было создано около тридцати опусов (тринадцать написаны в детском возрасте и прозвучали на Авторском концерте), каждый из которых отличается оригинальностью: для фортепиано и камерного оркестра «Инь-янь», для скрипки и фортепиано «Пятница, 13-ое», для высокого голоса и фортепиано на стихи К. Бальмонта «Долины сна», для саксофона альта и фортепиано «Песнь над Ла-Маншем», фортепианный квартет «Четыре апокрифа в духе мессы», для органа «АНТ-25» (посвящённый подвигу Валерия Чкалова), хоровые, фортепианные и другие камерные произведения. Некоторые из опусов высоко были оценены на композиторских конкурсах. Летом 2020 года на VII Международном конкурсе композиторов и аранжировщиков им. И. О. Дунаевского за произведение для хора, а cappella «Памяти неизвестного солдата» (К 75-летию Победы над фашизмом и 250-летию Бетховена) Валя стал лауреатом II степени. Осенью 2021 года опус «Что же такое «мы»?» для саксофона-тенора, виолончели, маримбы, фортепиано и фонограммы выиграл Грант Союза композиторов России и Дома творчества «Переделкино» за лучшую идею опуса, связанного с литераторами Переделкина. В числе побед этого года четыре опуса: два хоровых, фортепианная токката и цикл для скрипки и фортепиано «Вспоминая в сумерках дуновение» (по прочтении стихотворения К. Бальмонта). Цикл завоевал Гран-при на Первом Всероссийском конкурсе композиторов школы-студии современного искусства (среди участников конкурса были студенты и профессиональные композиторы разных возрастов). Произведение посвящено первой исполнительнице Полине Сенатуловой, которая с максимумом энтузиазма и творчества воплотила необычный замысел произведения, связанный с поэтикой символизма. Это программный цикл в трёх частях, причём первая и вторая части идут без перерыва. Начальные слова названия каждой части по принципу акростиха составили название всего цикла.

  1. Вспоминая дымное облако, полное скрытых лучей.
  2. В сумерках наполняющего лик туманом вечного потока времени. ⠀
  3. Дуновение воздуха от крыльев бабочки в мгновение взлёта с цветка орхидеи.⠀

«Вспоминая в сумерках дуновение». Цикл для скрипки и фортепиано

Так сложилось в музыкантской среде, что предпочтение и уважение отдаётся в большей степени исполнительству, чем сочинению музыки. Скорее всего это связано с тем, что композиторов рождается гораздо меньше и их труд ценится чаще всего после смерти, в лучшем случае в преклонные годы, а до этого к их творениям относятся очень по-разному, чаще скептически и резко критично. Поэтому в период обучения в случае разносторонней одарённости ученика педагог по специальности тянет одеяло на себя, считая сочинение музыки необязательным, неважным и неперспективным. Известно, что негативное отношение педагога по специальности к творческим опытам ученика плохо сказывается на развитии его творческой индивидуальности, тормозит и губит в конце концов его исполнительскую карьеру, при этом интенсивное развитие одной только способности неизбежно идёт за счёт общего гармонического развития личности, которое, в конце концов, приводит к увяданию и специальных способностей. Это взаимосвязанные вещи и педагогам не следует забывать об этом. В ЦМШ на классных концертах М. А. Марченко Валя играл свои сочинения, то же самое происходило и происходит сейчас в консерватории, где предоставлены бо́льшие возможности и можно включить свой опус в программу кафедры композиции или сыграть новую пьесу на бис в концерте у нас в стране и за рубежом, где Валина музыка так же получает живой отклик у публики. Так, к примеру, сочинение «Искатели жемчуга» получило признание в консерватории города Тренто. Организаторы музыкально-философских онлайн-лекций «Interpretazione» открывали их под его музыку: включили её в качестве музыкальной заставки в начале и в конце каждой лекции. Доцент кафедры фортепиано консерватории им. Ф. А. Бонпорти Маргарита Ансельми убеждена, что хоть в последние десятилетия две специальности — пианист и композитор всё чаще разделяются между собой, но в их консерватории поддерживают подобный союз и заинтересованы в его популяризации, ведь он уходит традициями к великим Дину Липатти, Сергею Рахманинову, Ферруччо Бузони. Произведение «Искатели жемчуга» вошло в диск, выпущенный в 2022 г. в сотрудничестве с лейблом Naxos. Это, кстати, была призовая запись на студии, как лауреату первой премии Международного конкурса пианистов в Испании.

В этом году на 25-ом Международном конкурсе имени Скрябина в итальянском городе Гроссето Валя получил первую премию и спецприз «за лучшее исполнение музыки Скрябина». А ведь первое знакомство с этим композитором случилось в 13 лет, когда Валя написал Поэму памяти Скрябина (к столетию со дня смерти), положив в основу опуса начальную тему из Фантазии си минор Скрябина. Как-то я сказала Вале, что Скрябин — это его композитор: по темпераменту, насыщенности фактуры, краскам, а потом показала свою научную работу о позднем творчестве Скрябина, которая произвела на него неизгладимое впечатление и после этого он начал много играть его музыку и загорелся идеей победить в конкурсе Скрябина. Международное признание и восторженные отзывы от интерпретации музыки Скрябина на прошедшем конкурсе Чайковского — это итог долгого пути от той юношеской поэмы собственного сочинения. Слушатели отмечают совершенно невероятное проникновение в самую суть скрябинской музыки, будто бы в пианиста вселился дух самого композитора, говорят о потрясающей свободе дыхания музыкальной ткани, о тончайшем мастерстве звукописи и создания прозрачного звука, возникающего из воздуха и истаивающего в нём, о сочетании и чередовании ломкой хрупкости и элегантности звуковых изломов с невероятной экстатической взрывной мощью.

А. Н. Скрябин. Соната №4 Фа диез мажор. Op.30

00:01 1часть Andantе, 02:42 2 часть Prestissimo volando

XVII Международный конкурс имени П. И. Чайковского, второй тур, 24.06.2023

В музыке Вали на всех композиторских конкурсах отмечают удивительно насыщенную, фактурно изысканную и виртуозную фортепианную партию, а исполнение — потрясающим и выше всяких похвал для композитора. На всех конкурсах пианистов слушатели и члены жюри подмечают особый стиль исполнения — всеохватный, с полным пониманием строения формы, композиции, драматургии, с тонкой отделкой в игре деталей, выявляя «композиторское» нутро Вали. И всегда подчёркивают, что это выигрышное преимущество перед другими пианистами, что Валя — прекрасное продолжение традиции пианистов-композиторов, чьи произведения входят в фортепианный репертуар как солистов, так и камерников. Не сбавляя начатого темпа продуктивного творчества в обоих ипостасях, создавая каждый год новые сочинения, Валины опусы со временем могут быть включены в конкурсные программы в качестве виртуозных произведений, так же как сочинения Рахманинова, Листа или Прокофьева. Яркий артистизм, богатые возможности, неограниченная творческая фантазия, высоко развитый интеллект позволяют Вале с успехом играть и сочинять произведения любого содержания, любого стиля, любой формы, перевоплощаться на сцене мгновенно и создавать иллюзию, что на сцене присутствует несколько пианистов, не преступив грани хорошего вкуса, избегая примитивной сентиментальности и банальности. Разносторонняя одарённость позволяет музыканту быть самым личностным, самым живым, самым красочным и самым творческим!

А. Н. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20

00:08 1 часть Allеgro, 07:14 2 часть Аndante, 15:58 3 часть Allegro moderato

XVII Международный конкурс имени П. И. Чайковского, третий тур, 29.06.2023

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.