www.poezo.ru

Авторский концерт Валентина Малинина

Карина Ба́рас

Карина Ба́рас

Преподаватель, член Союза композиторов России,
лауреат международных и всероссийских конкурсов

Впервые в Нижнем Новгороде состоялся авторский концерт учащегося музыкальной школы. Это историческое событие произошло 26 мая в легендарном месте — напротив школы баррикад в Детской музыкальной школе №11 им. Б. А. Мокроусова. Переполненный слушателями зал, затаив дыхание, следил за происходящим на сцене и каждый раз взрывался аплодисментами такой силы, что восторженная энергетика зала передавалась дальше по коридору школы, где ещё стояли слушатели, не сумевшие найти свободного места. «Это просто фантастика!» «Как такое может быть?» «Вулкан эмоций и позитива!» «Какой темперамент!» Приятно было слышать такие отзывы от посетителей концерта в адрес моего любимого ученика.

Валя Малинин начал учиться у меня в классе композиции с восьми лет. Уже первые его пьесы сильно отличались от обычных детских экзерсисов. С тех пор список его сочинений пополнился камерными произведениями для различных инструментов, а как композитор-пианист он получил признание на разных Международных и Всероссийских конкурсах.

В авторском концерте прозвучали лучшие произведения Валентина Малинина. Специально для концерта были приглашены профессиональные музыканты. Прекрасный музыкант из академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии имени Мстислава Ростроповича Владимир Добровольский проникновенно исполнил пьесу для скрипки соло «Кантабиле». Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Ольга Следникова в пьесе «Между небом и землёй» звуками флейты «унесла» слушателей в далёкие заоблачные выси. Звучали и другие инструменты: кларнет — Иван Шарантай, виолончель — Людмила Подгорнова, которая с искренним энтузиазмом отнеслась к сочинению юного композитора, часто репетируя так долго и яростно, что накануне концерта инструмент неожиданно вышел из строя, и его понадобилось в срочном порядке ремонтировать. К счастью, всё обошлось, и публика услышала полную драматических событий балладу о Граале «Из глубины веков» для виолончели и фортепиано.

В течение полутора часов Валентин Малинин играл на сцене, как солист и как концертмейстер. Чувствовалось, что слушатели поражены: такая недюжинная выносливость в четырнадцатилетнем возрасте! Откуда? Ведь мощная фактура произведений требует огромных физических сил! Басы рояля звучали, как низкие инструменты симфонического оркестра, а форте аккордов наполняло зал, как звучание тысячи колоколов.

В концерт вошли произведения, которые получили высокую оценку на престижных конкурсах: XXIV Международном конкурсе молодых музыкантов им. Д. Б. Кабалевского, VI Международном конкурсе музыкантов-исполнителей и композиторов «Романтизм: истоки и горизонты», Всероссийском музыкальном интернет-конкурсе «Музыкальные таланты России». Это романтическая соната-фантазия, поэма памяти Скрябина к столетию со дня смерти, головокружительный «Призрачный гонщик», сюита для флейты и кларнета «1+1=2» с элементами инструментального театра и, полюбившиеся многими «Канкан и фуга на одну тему», за которую Валентин был удостоен Стипендии XXII фестиваляМежрегиональной благотворительной программы «Новые имена» в Нижнем Новгороде. Среди премьерных исполнений слушателям особенно пришлась по душе феерическая танцевальная пьеса «Фарсданс» с джазовой каденцией в конце — Валентин прекрасно владеет даром импровизации и может сходу на любую тему сыграть эффектную музыкальную фантазию.

Концерт продолжался полтора часа, но прошёл «на одном дыхании». Как признался один из посетителей концерта: «слушать новую музыку гораздо интереснее, чем ту, которую уже слышал много раз».

Фрагменты концерта

Соната-фантазия. Исполняет Валентин Малинин

Произведение из разряда крупных форм — довольно редкий жанр в фортепианной музыке. Известна шестнадцатиминутная соната-фантазия Ференца Листа. Соната-фантазия Валентина Малинина также, как и у Листа, фантазийна, отличается своеобразием музыкальной формы. Изобилие разнообразных тем в целом можно объединить в две образные сферы: романтически-порывистую и танцевальную, вальсовую. Вместо разработки — эпизод Лакримоза. Название это всем известно из жанра Реквиема — слёзная (возможно, по утраченным иллюзиям или какому-то разочарованию в жизни, в людях, в их поступках). После зеркальной репризы следует по-шумановски трепетная, искренняя кода, которая завершается на начальном мотиве сонаты.

Из глубины веков (баллада о Святом Граале). Партия виолончели — Людмила Подгорнова. За роялем автор.

Слова «Святой Грааль» используются здесь скорее в переносном смысле — как обозначение какой-то заветной цели, недостижимой или трудно достижимой. Сам образ чистого, волшебного Грааля представлен в сонористических, красочных звучаниях. Виолончель выступает в роли рассказчика баллады. После её вступительных слов следует полное драматических событий повествование: длинные изматывающие поиски Грааля, преодоление страшных препятствий, неожиданные открытия. Когда слушаешь эту музыку в воображении возникают мощные батальные сцены, битвы рыцарей, кровавые сражения не на жизнь, а на смерть. А вот конец произведения — это загадка для слушателей. Послушайте и решите сами — найдена ли волшебная чаша Грааля или всё ещё остаётся в мечтах, как недостижимая манящая цель?

Фарсданс

Танцевальный марафон! Грандиозная феерия танцев колоритных персонажей! Вдруг в разгар буйного веселья вмешивается гражданин в мундире — при исполнении служебных обязанностей, чтобы утихомирить расшумевшихся посетителей ночного клуба, отчитать их и препроводить «туда, куда надо»! А в финале музыкального спектакля — музыкальный сюрприз от пианиста!

Действующие лица:

Резвый старикашка в пенсне

Дама почтенного возраста в платье с длинным шлейфом

Профессор Бромштейн с русской ассистенткой

Заикающийся Пан Нескладушкин

Темпераментные итальянки с украинским говором

Кокетливая мадам с элегантно одетым йоркширским терьером

Одинокий гражданин с потерянным видом

Аборигены филиппинских корней

Солидная пара в строгом вечернем костюме

Полицейский Свистулькин

Официанты, таксисты, лакеи.

Действие происходит в Нью-Йорке на Таймс-сквер в ночном клубе «Копакабана»,

а также на 65-ой улице в Линкольн-Ресторане.

Исполняет Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов Валентин Малинин.

Поэма памяти Скрябина (к столетию со дня смерти). Исполняет автор.

В память о Скрябине поэма для фортепиано — это излюбленный жанр Скрябина. В основу Валиной поэмы легла оригинальная тема Скрябина из фантазии си минор опус 28 (1900). Это всего лишь 3,5 такта, скорбная тема, породившая глубокое музыкальное размышление о судьбах гениев и их творений. В духе музыки Скрябина здесь звучат и таинственно-мистические эпизоды, и знаменитый скрябинский прометеев-аккорд. Завершает произведение романтически-восторженная музыка — это гимн Скрябину — последнему русскому романтику.

Канкан и фуга на одну тему

Произведение, получившие награду на международном конкурсе Новые имена. Здесь соединились, казалось бы, несоединимые вещи — фривольный канкан и серьёзная фуга. Но объединяющим началом стала одна общая музыкальная тема.

Концерт В. Малинина. Полная версия

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.