www.poezo.ru

Геннадий Таран. Нотная тетрадь гитариста

Геннадий Таран

Геннадий Таран

Преподаватель



Идея создания сборника «Нотная тетрадь гитариста» возникла в результате поиска решения, казалось бы, самой простой проблемы — изучения учениками нот на грифе гитары. Для начинающих гитаристов — это рубеж, который не каждый смог преодолеть. Порой трудности в освоении этой задачи приводят к нежеланию продолжать обучение. Многие печатные нотные издания довольно поверхностно дают общие теоретические данные, не показывая их связи с практическим обучением игре на гитаре. Или же теоретические сведения даны настолько сложно, что нужны разъяснения более опытных гитаристов. Предлагаемая работа — попытка собрать в единую систему те необходимые знания, без которых невозможно дальнейшее профессиональное освоение игры на гитаре.

Цель создания сборника — в лаконичной и понятной форме дать ученику базовый уровень общих теоретических знаний, необходимых на начальном этапе обучения игре на гитаре. По своему содержанию сборник выполняет задачи информационно-справочного характера и будет полезен как начинающему гитаристу, так и молодому преподавателю.

Пособие открывается темой, связанной с изучением нотной грамоты, которая необходима для профессионального обучения музыканта. Эти общие знания ученик обычно получает на уроках сольфеджио, но чтобы применять их на практике при игре на гитаре, нужно полученные знания адаптировать специально для освоения этого инструмента. Гитара имеет свои достоинства и недостатки и считается самым практичным для использования, и, в то же время, достаточно сложным для профессионального обучения инструментом. С помощью практических заданий и упражнений начинающий гитарист сможет быстро усвоить расположение нот на грифе гитары и изучить основы музыкальной грамоты.

После ознакомления с нотами первой октавы можно сразу начинать изучать гамму до мажор во второй позиции. Многие преподаватели поверхностно относятся к изучению гамм на начальном этапе обучения, однако, изучая гаммы, ученик гораздо быстрее усвоит расположение нот на грифе и разовьёт технику обеих рук. Автор считает, что осваивать гаммы нужно на самом начальном этапе обучения.

Раздел по изучению гамм — наиболее важный при обучении игре на гитаре. Все ноты на грифе гитары выстроены в единую систему, которую можно понять в процессе изучения гамм, и приобретение навыков учеником по ориентированию на грифе происходит непосредственно при этом изучении. Современные издания очень мало уделяют внимание изучению гамм, некоторые — совсем игнорируют эту тему, и только серьёзные гитарные школы детально рассматривают изучение гамм. Но при этом дают материал очень сложно, и чаще всего — в первых позициях. В итоге ученики оказываются беспомощными за пределами пятого лада, совершенно не ориентируясь в определении нужных нот. Наблюдается и ещё одна особенность: в отличии от пианистов, гитаристы в музыкальных школах играют чаще всего три-четыре гаммы. Этот существенный пробел в знаниях очень замедляет развитие гитариста.

Предлагаемая автором система изучения гамм совершенно проста. Достаточно выучить гаммы До мажор (с тоникой на пятой струне) и Соль мажор (с тоникой на шестой струне) в стандартной аппликатуре пальцев левой руки и продолжить движение тоник вправо по грифу — До — Ре — Ми — Фа — Соль по пятой струне или — Соль — Ля — Си — До по шестой струне и строить от них гаммы методом секвенций. Немного сложнее будет изучить минорные гаммы. Методика использования системы гамм в стандартной аппликатуре при игре на гитаре создана и обоснована на примере многолетней практики пианистов, которые используют «Таблицу гамм и арпеджио для фортепиано» более двухсот лет.

Многие ученики начинают интересоваться современной рок и джаз музыкой, которая часто бывает создана на основе пентатоники и «блюзовых» гамм, поэтому в сборник включён раздел, связанный с этими гаммами. При дальнейшем курсе обучения игры знание пентатоники и «блюзовых» гамм помогут ученикам приобрести навыки импровизации на гитаре.

Существует также система аккордов, которой посвящён следующий раздел пособия. Принцип освоения аккордов в стандартной аппликатуре с «баррэ» тот же, что и при изучении гамм. Выучив аккордовую модель в первой позиции, передвигаясь по грифу, можно быстро построить любой нужный аккорд. Этому помогут навыки, которые ученик приобрёл при изучении системы гамм. Практика показала, что использование для обучения системы гамм и системы аккордов, способствует прогрессивному росту техники игры и существенному развитию учащегося. Внедрение этой системы в музыкальное мышление гитариста кардинально изменит принцип обучения игры на гитаре.

В заключительном разделе содержатся дополнительные сведения по пройденным темам, которые закрепляют полученные знания.

Хочется надеяться, что «Нотная тетрадь гитариста» станет «настольной книгой» ученика, а информация, изложенная в нём, поможет разобраться в сложных вопросах освоения инструмента. Преподавателю же издание поможет в работе с учащимися, давая возможность доступнее, проще, понятнее объяснить многие положения, касающиеся особенностей игры на инструменте.

Сборник «Нотная тетрадь гитариста» является первым в серии сборников для начинающих гитаристов под общим названием «Мастер-класс».

По вопросам приобретения пособия обращайтесь по адресу: taran_66@mail.ru

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход