www.poezo.ru

Владимир Понькин. Мастер-классы. Послесловие

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Вначале было слово…И слово было весьма содержательным, полезным, остроумным. Органично и непринуждённо вплетаясь в действо, слово сопровождало дирижёрский жест, эмоционально, точно и ёмко характеризуя происходящее. Слову и жесту повиновалась музыка и действо обретало глубокий смысл и законченную форму, именуемую скучноватым определением мастер-класс. И слово, и жест были направлены на результат, а результата в любом деле главный дирижёр театра «Геликон-опера», народный артист России, профессор Владимир Александрович Понькин добивается всегда. Мастер-классы маэстро, живые, яркие, изобилующие импровизацией, радостные и позитивные — мощнейший стимул всем, посчитавшим себя вправе встать за дирижёрский пульт. Именно таковы были занятия со студентами-дирижёрами Нижегородской консерватории.

Владимир Понькин, как все умные и состоявшиеся в профессии люди, очень открыт и прост в общении, напрочь лишён модной ныне «звёздности», коей часто грешат не только представители шоу-бизнеса, но и некоторые академические музыканты. Чуждая журналистскому напору, автор этих строк не приготовила заранее никаких вопросов, поскольку состоявшаяся встреча — во многом ещё одна чудесная импровизация музыканта, московские мастер-классы которого были недавно любезно предоставлены им для публикации нашему изданию. Такой неподготовленный разговор, по общему мнению беседующих, оказался живее и естественнее.

После мастер-класса невозможно было не коснуться состояния музыкальной педагогики в целом, которая переживает не лучшие времена. Тема эта болезненная и многоплановая, тревожит сегодня всех, кто так или иначе связан с преподавательской деятельностью. Обилие нарастающей бумажной рутины, способной загасить любое творческое горение, снижение общей культуры обучающихся и обучающих музыке на всех уровнях — печальные реалии нашей жизни. Тем не менее, В. Понькин оптимист, и будущее классической музыки видится ему обновлённым, о чём свидетельствует, к примеру, постепенное возвращение инструментальной и симфонической музыки в кинематограф, в котором дирижёр много и плодотворно работал.

С кем, как ни с театральным дирижёром обсудить тенденцию к новациям в постановке классических опер? Вокруг новых трактовок Мариинки, Большого, европейских и некоторых российских периферийных оперных театров ценителями музыки сломано немало копий. Тонкая грань, которая существует между новым, но всегда уважительным взглядом на старый сюжет и новацией ради новации, далеко не всегда соблюдается режиссёрами, желающими любой ценой заявить о себе в ущерб замыслу композитора. В этой связи был интересен вопрос баланса в работе режиссёра и дирижёра, и, конечно, у Владимира Александровича нашлись забавные примеры того, как пришлось отказываться от работы с режиссёрами, заигравшимися в пресловутое «А что, если…». Владимир Понькин подчеркнул, что есть один режиссёр, которому он безраздельно доверяет: художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.

Помимо работы в театре Владимир Александрович много лет руководит Кубанским симфоническим оркестром, о котором отзывается с большой теплотой. За эти годы оркестр вырос в исполнительском плане, ему доступны достаточно сложные академические программы. Рассказывая о работе с разными симфоническими оркестрами, маэстро назвал очень отзывчивым в плане понимания замысла дирижёра оркестр Нижегородской филармонии, с которым приехал исполнить помимо фрагментов оперной музыки П. Чайковского сложнейшую по концепции симфонию «Манфред». На одной из репетиций автору довелось побывать. И это мастер-класс высшей пробы!

Подробнее о репетиции — в рубрике Концерты.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.