www.poezo.ru

Юбилейный вечер, посвящённый 100-летию Г. Свиридова в театре «Геликон-опера». Фрагмент концерта

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

«За последние годы в искусстве вообще и в музыке в частности очень много придумано нового. Придуманы новые лады, изобретены и сконструированы новые инструменты, придуманы новые музыкальные системы, новые сочетания звуков, тембров. Словом, чего только не придумано. Но мне кажется, в искусстве главное — это как раз то, чего вообще нельзя придумать. Это главное является как откровение. Душа таланта должна быть открыта ему».

Георгий Свиридов. «Музыка как судьба»

А душа слушателя всегда будет с благодарностью открыта откровению автора. Георгий Васильевич Свиридов, чей столетний юбилей был отмечен недавно в России, всем своим творчеством подтвердил высказанный им постулат настоящего искреннего художника.

Музыка Свиридова при всей простоте и естественности высказывания, привлекает ярким мелодизмом, широтой дыхания, новизной и свежестью гармонического языка. В его музыке всегда присутствует особый эмоциональный настрой, которым он увлекает за собой исполнителей и слушателей.

Именно это свойство музыки композитора смогли ощутить гости юбилейного концерта, посвящённого 100-летию Г. Свиридова, который прошёл в декабре 2015 года в театре «Геликон-опера». Коллектив театра (художественный руководитель Дмитрий Бертман) и Фонд Елены Образцовой сотворили в этот вечер достойный памятник музыке великого русского композитора, объединив в концерте артистов разных поколений: как тех, кто хорошо знал Г. Свиридова и много лет работал с ним, так и тех, кто любит, чувствует и стремится донести до слушателя его музыку сегодня. Естественным и органичным стал акцент на вокально-хоровых жанрах, поскольку именно в них, сочетающих слово и музыку, могучий талант композитора проявился наиболее ярко и мощно.

Фонд Елены Образцовой представил диск «В сердце светит Русь» с записями Елены Образцовой и Г. Свиридова, ранее не издававшимися.

В концерте участвовали певец, народный артист СССР А. Ведерников, Московский академический камерный хор под управлением народного артиста СССР Владимира Минина, исполнивший фрагменты «Поэмы памяти С. Есенина», лауреат международных конкурсов В. Байков, солисты «Геликон-оперы» заслуженная артистка России Е. Семёнова, лауреаты международных конкурсов М. Давыдов, И. Морозов, солистка Московского театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова, лауреат международных конкурсов Ю. Меннибаева и солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, лауреат всероссийских и международных конкурсов Д. Рубцова. Прозвучали песни и романсы Свиридова на стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, Р. Бёрнса, П.-Ж. де Беранже.

Знаменитые Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» исполнил оркестр театра «Геликон-опера» под управлением народного артиста России Владимира Понькина.

Именно этот фрагмент концерта мы имеем возможность представить читателям и слушателям.

Эта музыка давно стала знакомой и любимой почитателями классики. Привычные нам песенные и романсовые интонации, лирика вальса и простота маршевых оборотов, красочные тембровые находки, пронзительное ощущение русскости придают трогательную одухотворённость картинам провинциальной России ушедшей эпохи. Композитор незаметно и естественно погружает нас в пушкинские времена, оставаясь при этом нашим современником, и мы уютно чувствуем себя в той эпохе, готовые вновь и вновь очаровываться поэтичными музыкальными образами, а музыканты столь же охотно готовы исполнять эту музыку в интерпретациях разных дирижёров.

Среди многочисленных прочтений музыки Г. Свиридова Владимир Александрович Понькин и оркестр театра «Геликон-опера» предлагают ещё одно. Но какое! Безграничное уважение к композитору, тщательно обдуманные детали, многочисленные тончайшие нюансы, идеально выверенные жесты, выразительнейшая пластика рук, безупречный вкус, великолепный контакт с родным оркестром — всё это фирменный стиль дирижёра, которым он ведёт нас за собой. Однако не найти тех слов, которыми можно было бы опредлить главное: почему один дирижёр при всём владении техникой оставляет тебя равнодушным, а другой с первой же ноты вовлекает в непостижимое таинство созидания и сопереживания своей концепции. Это волнует необычайно, «держит» до последнего такта, трогает душу до самых глубин, как трогает и тот увлажнившийся взгляд благодарности маэстро с партитурой свиридовской «Метели» в руках, благодарности его открытой души за возможность сотворчества. Потому, что «в искусстве главное то, чего вообще нельзя придумать. Главное является как откровение»…

Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»

1.Тройка 2. Вальс 3. Весна и Осень 4. Романс 5. Пастораль

6. Военный марш 7. Венчание 8. Отзвуки вальса 9. Зимняя дорога

_________________________________________________________

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.