www.poezo.ru

Выводное знание в музыке и гуманитарных науках

Вячеслав Медушевский

Вячеслав Медушевский

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Тезисы выступления на III Международной научно-творческой конференции «Музыка — Математика — Естествознание» (Секция «Логико-философские аспекты музыки и естествознания). М., МГК, 2018

Теория — связное видение того или иного предмета, области или всего сущего. Она основывается — явно (как в математике, физике) или скрытно (в гуманитарной сфере) — на выводном знании. Революция богослова Ньютона, положившего в начало выводного знания физики библейское понятие силы, стала причиной взрыва научного знания, потянувшего прогресс техники.

Нельзя ли осуществить подобное и в духовно-гуманитарном знании?

Нельзя — механистически. Физику определяет закон материально-детерминистской причинности: чайник не вправе кипеть при температуре, какую пожелает. Человек же имеет возможность жить по правилам, какие сам примет верою как истинные. А плод, качество жизни? Как представления об истине-красоте-благе впишутся в онтологию — в общие законы сущего? Гениальные греки усердно искали то солнечное Одно, из которого всё: в духовно понимаемом огне, в принципе онтологизма как тождества бытия=мысли (сему критерию в полноте отвечает лишь Бог). Гераклит пророчески-удачно назвал его Логосом, оформляющем сущее в космос (красоту), а человеку дающем разум.

Все гладко, пока свобода человека определять свою участь в бытии не обратится в сторону отрицательных величин: к мертвящей обособленности, эгоизму, безобразию.

Ну что ж, — и эту область отрицательной системности учтём в цельном видении сущего. Расходящаяся двойственность выявится во всём, умножив меру нашей зрячести. Например, в фундаментальной неоднородности истории, которую Христос представил в образе поля, на котором до жатвы (эсхатона истории) совместно будут произрастать пшеница и плевелы.

Что положить в αρχή теории всего на свете, включающей и отрицательную системность? Чем соизмерить слово, дух, силу, музыку, рисунок, ум, мысль, красоту, сердце, волю, жизненный поступок?

Это — первожест, первовектор мысли=бытия. Их всего два: положительный, бытийственный — жест живой диалогической раскрытости, и отрицательный — жест онтологического аутизма и распада.

В Боге первожест один: любовь=красота=истина… Бог есть любовь, то есть жизнь в Другом: Любовью Отец вечно рождает Сына и испускает Духа, отвечающих любовью же.

У человека и в ангельском мире их два.

Не нужны нам мертвящие энергии аутиста-дьявола. Нужны дивные энергии жизни! Величайшая красота и сила — в позитивной сфере бытия. Согласием (синергией) нашей инициальной и подхватывающей небесной энергии поднимались цивилизации. Синергия красоты пронизала все фибры музыки.

Эвристическая сила теории всего беспредельна. На основе блистательной гомоморфности, например, стрелы времени во всех её размерностях, мы можем, например, исследовать как нечто одно строение смыслового кванта всей истории мира — и мельчайшей музыкальной цезуры, в которой открывается бездна красоты.

Плохо ли для нас — быть зрячими и вдохновенно-живыми?

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход