www.poezo.ru

В. В. Медушевский. Учебные материалы к курсу анализа музыки. Музыкальная форма как предмет курса анализа

Вячеслав Медушевский

Вячеслав Медушевский

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Форма значит красота

(Глинка)

Кто более глубок в понимании формы: наши современники, вслед за Гегелем соотнесшие ее с содержанием, или древнегреческие философы, источник формы видевшие в породившей ее идее? Идея — Одно, содержание — многое. Но не одно из многого, а многое в одном. В понятии стула присутствует многое: 4 ножки, сидение, спинка, но ключ к его форме, его идея — невидимо сидящий на нем человек (не слон, не муравей): отсюда названия частей, величина, пропорции, закон всемирного тяготения, не позволяющий поставить стул на одной или двух ножках.

Какая же единая энергийная причина-идея породила музыкальную форму? Исходный смысл этого латинского слова (как и гр. морфе) — вид. Но за видимым стоит невидимое. И это (в латинском и греческом словах) — красота. Для музыки она — главное.1

Красота есть та сила, энергия, которая способна вызывать восхищение, озарять жизнь, окрылять души, поднимать людей, народы, цивилизации к вершинам бытия — поднимать над серостью обыденной жизни, преображая все земные обстоятельства, например, печаль осветляя, трагедийную музыку насыщая великой жизнетворящей силой. — Разве не поднимает дух человека трагическая кода Первой баллады Шопена? Потому и ставит композитор исполнительское указание «con fuoco». Огонь бессмертной божественной любви дается за решимость погибнуть ради нее.

Если так, то красота — несомненное чудо, а исполнители — чудотворцы. Поняв это, музыкант твердо встает на путь обретения гениальности (талант — от природы, но гений тот, кто сумел открыться откровениям красоты, дающей способность чудотворения).2

Божественная красота не психологична, а бытийственна и вдохновенна. Передача вдохновения составляет миссию искусства. Без чувства миссии исполнитель, по мысли Рахманинова, не смеет выйти на сцену. При вдохновении мы дышим духом красоты, бесконечно превышающей собственные возможности человека. Тогда понятна мысль Поля Валери: «Не поэт творит стихотворение, а стихотворение поэта».

Китайский иероглиф «лин» (дух) читается сверху вниз как небо, покрывать, вода, три рта или личности, 3 творящий чудо. В европейской цивилизации высшее чудо — духовное преображение человека и его жизни. Святой Дух — податель жизни нездешней, без красоты которой рассыпается земная жизнь. Его преображающие действия называются благодатью — этим словом Кирилл и Мефодий перевели гр. «харис», красота=любовь=милость (лат gratia, англ. grace). Красота в богословии — явление славы Божией. Последнюю цель музыки Бах определил как «служение славе Божией и освежение духа», без чего вместо музыки — лишь «шум и дьявольская болтовня».

Красота не изображается, не выражается (что было б лицемерием), а является. Способность жить красотой и являть ее составляет суть гениальности.

Слух гения есть орган поиска неземной красоты.

Назначение предмета анализа — способствовать формированию гениального слуха музыканта обобщением мирового опыта шедевров и их гениальных исполнительских прочтений. Консерваторский курс анализа интегрирует в себе все теоретические представления, полученные ранее.

___________________________________________

1 Как мы увидим из всего содержания курса, отражённое в музыке многообразие отсылок к земным обстоятельствам (содержание №2, не главное) не имеет никакого отношения ни к сущности музыкальной формы, ни к законам композиции (временного плана развёртывания музыкального материала), например, сонатной, ни к синтаксису, ни к мельчайшим элементам и сторонам музыки (например, к тайнам живого метра). Ключ же ко всем секретам формы — красота.

2 Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия (Бетховен).

3 Этот троичный элемент удалён революционной формой иероглифики, имевший объективный смысл отрезать коммунистическую современность Китая от его многотысячелетней традиции.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход