www.poezo.ru

В. В. Медушевский. Учебные материалы к курсу анализа музыки. Теория живого метра

Вячеслав Медушевский

Вячеслав Медушевский

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Памятка-пояснение к теме «Исполнительская теория музыки» (к билету № 10)

Теория живого, вдохновенного метра

Известная музыкантам школьная теория метра (разработанная Г. Риманом, Ю. Холоповым и др.), на деле охватывает лишь схему (сетку) метра, рождающую метрические ожидания. Метр определяется в ней как организации ритма, основанная на сменах сильных и слабых долей, тяжелых и легких тактов. Сила-слабость, тяжесть-легкость трактуются как скалярные (безвекторные) величины (примеры скалярных величин — различия людей по росту или массе тела; векторные — связаны с движением, тяготением).

Жизнь же метра начинается с энергийного взаимодействия (синергии) векторных величин, имеющих направление. Векторная терминология использовалась древними греками, которые различали не силу и слабость, а тезис (опускание) и арсис (подъем).

В векторном переживании метра легкость оборачивается восторжением к легкости; «слабая» доля, теряя свой характер пассивности, становится ищущей, активной пассивностью — стремлением исполниться простором Неба.

Две противоположно направленные векторные энергии (тезисная и арсисная) лишь проявляются в долях времени, но по природе континуальны: скорее волны, чем частицы-доли. Волна арсисной энергии начинается сразу после тезиса (например, в Четвертой прелюдии Шопена — после первой же восьмушки) и по длительности преобладает. В середине такта она преодолевает требуемую инерциальной схемой метра «относительно сильную» третью долю (такое недонесение сильной доли назовем антисинкопой), а на четвертой четверти замирает, словно на искомой полноте жизни. Кульминация арсисной волны уярчает последнюю долю: та выходит на передний план внимания, конкурируя с сильной долей и образуя синкопу по отношению к инерциальной схеме метра.

Так же — и в сверхтактовом метре. Четырехтакт Рондо alla turca Моцарта строится как четырехчетвертной тактовый метр: с тем же пролетом над третьей четвертью и кульминацией арсисной волны в четвертом такте. Но по теории Римана 2 и 4 такты — всегда сильные?! Проверим. Орган восприятия метра — вестибулярный аппарат, контролирующий положение и перемещение центра тяжести относительно земного тяготения. Попробуем сопроводить исполнение первого такта отклонением тела назад. Противоестественно! Первый такт равносилен первой доле, являет собой тезисную сильную долю, которая может, если надо, сопровождаться движением к роялю, а не от него. Так задается инерциальная сетка метра. А дальше? Начавшаяся арсисная волна стремится к своей к кульминации в 4 такте. Здесь она, словно актриса в театре, выбежала на авансцену, ярко освещенная прожекторами внимания. Но как у актрисы от яркого света не вырастет борода, и она сохранит свою женственность, — так и арсисная энергия, воспарившая в четвертом такте, не превратится в сильную долю, но только еще рельефнее выявит свое лицо, свой восторженный характер. Возникшая синкопа разрешится в пятом такте. Почему так восхищает живой метр и куда восхищает? Метрическая синергия является отображением духовной синергии в содержании № 1 и восхищает к нему сердца.

В конкретности интонационных проявлений обе энергии метра бесконечно разнообразны. Арсисы могут быть тяжким вздохом, легким воспарением, горделивым акцентом третьей доли мазурки, подстегиванием в экстатических танцах. Столь же многообразны тезисные энергии.

__________________________________________________

1Вектор («несущий», «стремящий») — от veho: несу, везу, влеку, лечу.

2 Метрическую сетку и преодолевающую ее полифонию энергий можно видеть в дирижерском жесте. С ростом вдохновения тезисная энергия становится короче: кажется, будто сильная доля показывается движением вверх. Но разве это безвольное подбрасывание рук? Нет, они как бы с силой отталкивается от незримой опоры (что и есть тезис, чрезвычайно краткий) и в мгновение ока взмывают ввысь, а последующее опускание рук — это тоже арсисная энергия, но как бы свободно парящая и готовящаяся к новому возлету. Преобладание арсиса — преобладание Неба.

3 Арсисные воспарения столь прекрасны, что хочется их подчеркнуть агогическим замедлением. Но нужна мера, сохранение пульса, избегание безвкусно-манерных красивостей.

4 4-тактовая арсисная волна укрупняет мысль и строит форму, ибо на гребне своем создает острые тяготения к следующему 4-такту. В первом предложении они усиливают действие серединной каденции (как бы запятой), а во втором облегчают «точку» заключительной каденции, готовя слух к развивающей части формы. И все это потому, что только Небо являет в себе онтологический интерес для человечества. И только стремлением к Небу оно может жить, а иначе гниет. Арсисные энергии спасают от гниения, ибо открывают поле действия Промысла, в то время как упирание в своевольный тяжелый такт ставит акцент на самостной воле человека, отвергающего небесную помощь. И это безобразно, а конец безобразия — ад.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход