www.poezo.ru

В. В. Медушевский. Учебные материалы к курсу анализа музыки. Понятие музыкальной интонации

Вячеслав Медушевский

Вячеслав Медушевский

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Памятки к билету 1

О курсе анализа музыки

Музыка — язык красоты бытия, судьбы человечества, язык веры-надежды-любви, укореняющей нас в сущем. Музыка не просто говорит о том, что бесконечно выше нас: она энергийно-восхитительно и вдохновляюще соединяет нас с вышней красотой.

Анализ (в соответствии с этимологическим и исторически-изначальным глубоким смыслом слова) — путь движения мысли от видимого к сокровенному: от наблюдаемых звуковых и конструктивных частностей к смыслу, к прекрасной идее, которая вызвала их к жизни.

Цель курса — воспитание музыкального слуха как органа поиска ее неземной красоты. Культуро-творческая его задача состоит в укреплении духовных оснований музыкальной деятельности.

Понятие музыкальной интонации

Красота музыки запечатлена в ее звуко-смысловой интонационной форме — главном предмете анализа.

Интонация — как лицо. Лицо — не цвет кожи, не линии носа, не размах бровей (и пр.) по отдельности, но все вместе. Так же целостно устроены интонации речи и музыки. Музыкальная интонация — единство всех сторон звучания.

Скрепляет их смысл интонации. Интонационный смысл — особый, не такой, как в словах. Это энергия, жизнь души, которая может быть святой, светоносной, чистой, — либо злобной, пошлой, обывательской, преступно-грязной, скотской. Музыкальная интонация, следовательно, имеет духовно-нравственное измерение.

Интонация классической музыки прекрасна, возвышенна, светоносна. Она — дивное средство познания и общения, сгусток бытия, истории, культуры, надмирный свет и озарение жизни.

Противоположный полюс (интонации кривляющиеся, наглые, грязные, агрессивные…) можно видеть, например, во многих образцах рок-музыки. Каков диапазон человека на шкале жизни-смерти, света и тьмы, — таков диапазон и его интонационных проявлений.

Прекрасную интонацию можно определить как род знака (выразительного средства), звуковое тело которого, включающего в себя одновременно все стороны звучания, оживляется осмысленными энергиями души и духа. Прекрасная интонация прикреплена к Традиции духовной жизни и служит ей. Традиция по историческому смыслу этого слова (=Предание, в церковном смысле) есть передача возвышенной жизни от поколения к поколению.

Скверную интонацию можно определить как род знака, материальное тело которого пронизано мертвящими (равнодушными, бессмысленными, безобразными) энергиями души, злой духовности и демонических внушений. Она прикреплена к антитрадиции духовной смерти и служит духовно-нравственной деградации человечества.

Понятия души и духа (они есть в языках всех народов мира), использованные в определении, позволяют провести самую важную разграничительную линию между двумя рангами человека, состояний народов и всего человечества с его культурой и искусством. Современная попса (Popmusik, Unterhaltungsmusik) — бездуховно-душевна. Из нее никогда не поднимутся возвышенные и сильные тяготения к чистоте, свету и святости жизни, к спасительной для человека красоте. Эта способность воплощать в звуках возвышенные энергии духа — свойство серьезной музыки в ее исторической и онтологической (сущностной) связи с богослужебным пением Церкви.

Основная тема классической музыки, а соответственно и курса анализа музыки, — духовно-преображенный человек, причастник вечности. Тема преображения души возвела высокую светскую музыку в уникальное явление мировой культуры.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход