www.poezo.ru

В. В. Медушевский. Учебные материалы к курсу анализа музыки. Два содержания музыки

Вячеслав Медушевский

Вячеслав Медушевский

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Памятка к занятию по теме «Два содержания музыки» (1 билет)

С древности музыка воспринималась онтологически (бытийственно-действенно).1 Ее высотой определялась судьба народов (Платон, Конфуций). Музыка несла в себе катартическую функцию (понятие катарсиса, очищения, Аристотель ввел из религиозной сферы в область искусства).

Онтологическая природа музыки не изменилась ныне. Она осмыслена в пониманиях ее последней цели гениями. По определению И. С. Баха, это «служение славе Божией и освежение духа». От красоты (явления славы Божьей в мире) — ее восторг, окрыление духа, вдохновение, которое Рахманинов считал стержнем искусства. Без чувства миссии (посланничества), по мысли Рахманинова, артист не может выйти на сцену.

После Гегеля воцарилось понятие «содержания»2 — и потекли в музыку ручейки, забрезжили рассветы, затрепетали эмоции, взмыслились концепции.

Два понимания смысла музыки объединяются в двухкоординатном поле сознания: человек предстоит Богу (онтологическая вертикаль — ось красоты и вознесения духа) и реагирует на земные обстоятельства (горизонтальная координата).

На этих двух осях координат и образуются два содержания: содержание № 1 (молитвенная настроенность музыки, прошения, вопрошания, взывания, устремления к кульминациям, покаянные и ликующие нотки, ободрения Неба в чувстве крепости бытия и др.) и содержание № 2, воспроизводящее бесконечные жизненные обстоятельства. Первое отсутствует в попсе, второе не обязательно для музыки Церкви (его нет, например, в Византийском пении).

Содержание № 1 — дух красоты3 и жизненной полноты, солнце смысла, озаряющее человека и человечество. Дух — начало зиждущее, жизнетворящее. Если музыка способна возвышать человека, значит, в ней есть божественно-возвышающее начало. Вот почему музыку называли откровением красоты, и закон действия ее видели во вдохновении, в веянии духа бесконечности, непостижимой свободы.

Оба содержания соотносятся не как два слоя пирога, но подобно воздуху и свету, его просвещающему. Отсюда — секрет и самое удивительное свойство высокой музыки: преображение жизненных обстоятельств действием свыше (светлая и сладкая печаль, возвышающая трагедийность, энтузиастический драматизм, небесная несказанная нежность). В высокой музыке нет ничего «просто земного»: все преображено и омыто токами божественной чистоты: звуки, паузы, речевые интонации, пластика движений, изображения природы, тишина pp, неотмирные ликования ff. Критики называли финал скрипичного концерта Чайковского мужицкой музыкой, воняющей сапогами, — потому что оказались глухи к энтузиастической небостремительной энергии музыки, а на Небе ведь нет ни сапогов, ни социальных разделений. «Но бытие еще по-прежнему волшебно….Слова нежно исходят из несказанного» (Рильке). Тем паче музыка. Отсюда ее исключительная важность в осветлении целей человечества.

Средства преображения: роль фигураций, регистра; в развитии — диминуирование; в окончаниях — «прощальные переклички регистров», фигуры улетания, жест раздвижения фактуры. Каковы возможности исполнителя? Что восхищало современников в исключительном покое игры И. С. Баха? Как исполнить заключительную фермату? Как понять критерий прекрасного исполнения виртуозных сочинения, высказанный Чайковским: объективность? Привести свои примеры.

_________________________________________________

1 Примеры: Орфей, покорив пением владыку Аида, получил разрешение вывести из него Эвридику. Псалмопевец Давид игрой на арфе отгонял от царя Саула мучившего его злого духа. Под игру гуслей сошёл на Елисея Дух Святой и он пророчествовал (музыка использовалась для этой цели и в школах пророков). В 238 г. н. э. язычник Цензорин так определил функцию музыки: «Души людей — божественные (хоть против кричит Эпикур!) — природу свою постигают в песнях».

2 Это понятие (Inhalt) Гегель сделал соотносительным с понятием формы, которая с Аристотеля соотносилась с понятием материи (оформляла её действием заключённой в ней идеи).

3«От величия красоты созданий сравнительно познаётся Виновник бытия их» (Прем. 13:5). Душа человека, умная Божия красота, одарена жаждой истины и совершенства, дабы в стремлении к последней цели бытия получить искомое. Музыка запечетлевает в себе образ этого богочеловеческого общения.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход