www.poezo.ru

Париж. Русская консерватория имени Сергея Рахманинова

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Париж…Сколько о нём написано, сколько сказано…От банального «Увидеть Париж и умереть» до печального «Париж — это город, в котором когда-то жили французы»…

Первая поездка в Париж обычно бывает связана с посещением многократно описанных туристических объектов: Ситэ, Нотр-Дам, Лувр, Версаль, Монмартр и т.д. В другой раз хочется увидеть нечто иное, что совершенно естественно. Разрабатывая маршрут, тщательно планируешь объекты, чтобы с пользой провести заветную неделю. И совсем редко выпадают такие удачи, которые можно причислить к числу невероятных, но чудесным образом сбывшихся мечтаний. Такой воплотившейся в реальность мечтой стала Русская консерватория имени С. Рахманинова.

Надо сказать о том, что автора давно интересует судьба русской художественной и научной интеллигенции в эмиграции. На эту тему много читано, разрозненные факты обдумываются, оцениваются и переоцениваются, многое переживается, вызывает эмоциональный отклик и глубочайшее уважение и восхищение людьми, сумевшими на протяжении десятилетий так последовательно и убеждённо сохранять традиции русской культуры в зарубежье.

Итак, мы в самом центре Парижа, на avenue de New-York в поисках дома № 26. Навстречу периодически попадаются люди, поедающие блинчики, хотя в Европе редко увидишь питающихся на ходу — очень много кафе, ресторанов, кондитерских, пиццерий на любой кошелёк. Приблизившись, видим три столика, за которыми общаются несколько человек, это явно музыканты — инструменты рядом в футлярах. Справа от входа табличка: «SOSIETE MUSICALE RUSSE EN FRANCE. CONSERVATOIRE SERGE RACHMANINOFF». На дверях…меню: хрустящие солёные огурчики, русские блины и прочее. Вот, откуда шёл народ с блинчиками нам навстречу: это были учащиеся консерватории, при которой работает ресторан, не только создавая колорит Русского дома, как ещё называют этот островок культуры во Франции, но и помогая существовать материально. Ресторан существует здесь с самого начала, со времени открытия консерватории в 1923 году музыкантами, общественными деятелями, представителями русской интеллигенции, выехавшими из России после событий 1917 года.

Консерватория создавалась как учебное заведение, продолжающее музыкальные традиции Императорского русского музыкального общества и Петербургской и Московской консерваторий. У истоков Парижской русской консерватории стояли композитор и дирижёр Н. Черепнин, проработавший здесь почти до конца жизни, бывший директор императорских театров, князь С. Волконский, певец Ф. Шаляпин, композиторы А. Гречанинов, А. Глазунов. В соответствии с уставом, существовавшим ещё до революции, почётным Председателем был избран Сергей Васильевич Рахманинов. В разные годы существования консерватории здесь преподавали Н. Метнер, А. Глазунов, Ю. Конюс, В. Поль, П. Ковалёв, П. Львовская, Е. Степанова, Н. Кедров, С. Гладкая-Кедрова, М. Славина и другие. Музыковедческие дисциплины вёл богослов, композитор, философ, замечательный лектор В. Ильин.

В консерваторию поступали не только русские, но и иностранцы. Так, например, большое количество иностранных студентов вышло из балетной студии С. Лифаря, танцора знаменитой балетной труппы С. Дягилева, с 1929 года возглавившего балет Grand Opera, вдохнув в него новую жизнь. Таким образом, деятельность русской консерватории была плодотворной не только во Франции, но способствовала и распространению русской культуры в Европе и США.

Но прервём сей экскурс в историю и вернёмся к повествованию. Итак, мы стали сосредоточенно изучать меню — что нам ещё оставалось? Через минуту из-за столика поднялся и подошёл к нам высокий стройный человек и по-французски приветливо обратился с предложением перейти от теоретического знакомства с меню к его практическому освоению. Чудеса иногда случаются…Потому, что это был Его сиятельство, граф Пётр Петрович Шереметев!

Надо ли говорить, что нам вовсе не хотелось солёных огурцов в центре Парижа, а вот войти в консерваторию и побеседовать с её ректором, архитектором, музыкантом, актёром, большим знатоком искусств, графом П. Шереметевым было бы удивительным везением. Представившись, мы об этом и попросили. Петр Петрович легко перешёл на русский язык и пригласил нас в здание консерватории.

Лирическое отступление: кто из вас, уважаемые читатели, знаком на родине с ректором или проректором вуза, который сходу, без раздумий принимает людей, случайно проходящих мимо, и любезно устраивает экскурсию по своему учебному заведению? Каждый, кто общался с нашими чиновниками, знает, что у них есть приёмные дни, часы и минуты, что предварительно надо записаться по телефону или лично у строгой секретарши, что ждать придётся не одну неделю, а дождавшись, вы вряд ли ощутите счастье общения, поскольку на вас могут и глаз не поднять или окинут холодно-безразличным взглядом, отчего немедленно захочется оказаться подальше от искомого кабинета.

Но перед нами — ректор-аристократ. Русский аристократ. И, видимо, этим всё сказано.

Итак, Пётр Петрович Шереметев — потомок одного из самых прославленных древних дворянских родов России. Он родился в Марокко в 1931 году, окончил во Франции Высшую архитектурную школу. Его архитектурные проекты реализованы как в Париже, так и в столицах Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов. В своё время ему удалось фактически спасти от разрушения православный Собор святого Александра Невского в Париже, добившись от Жака Ширака денег на реставрацию.

Сегодня он возглавляет не только консерваторию, но и Русское музыкальное общество Франции. Граф Шереметев — Председатель Президиума Международного совета российских соотечественников, основная задача которого заключается в консолидации соотечественников за рубежом. Он стал также соучредителем Федерации русских партий Европы и международной ассоциации «Европейский русский альянс», чтобы русские, живущие в Европе, могли выдвигать своих представителей в Европарламент.

Впервые посетив Советский Союз в 1979 году, П. Шереметев старается укрепить культурные связи между Россией и Францией, а также, насколько возможно, возродить славные исторические традиции прошлого в России. Так он стал соучредителем Ивановского Кадетского корпуса, Ивановского университета образования и имиджа, основал «Шереметьев-центры» в Иванове, Томске, Ярославле…У Петра Петровича ещё много планов, которые благодаря его энергии, опыту, убеждённости и преданности заветам предков обязательно будут воплощены в жизнь.

Граф Шереметев рассказал нам о буднях консерватории, показал её зал, аудитории, небольшие классы, отметил, что из окон открывается великолепный вид на Эйфелеву башню, в чём мы незамедлительно убедились. Пётр Петрович очень гордится богатым архивом консерватории, который ещё частично не разобран, но который, по его мнению, обязательно со временем должен стать общедоступным.

Русских в консерватории учится немного, поскольку всё обучение ведётся на платной основе. Помимо обучения игре на инструментах и вокалу, в консерватории преподают музыкально-теоретические дисциплины, историю музыки. Для детей и взрослых преподаётся русский язык. Кроме того, предлагают Курс театрального искусства по системе К. С. Станиславского и Курс танца. При этом возрастных ограничений для приёма в консерваторию практически не существует, что делает её своего рода «Русским клубом» с богатыми национальными традициями.

И действительно, неповторимую атмосферу, дух Русского дома, взлелеянные талантливыми людьми, некогда покинувшими родину, и бережно охраняемую до сегодняшнего дня их достойными преемниками, ощущаешь в этих стенах очень явственно.

Официальный сайт Консерватории имени Сергея Рахманинова в Париже

Фото А. Копий

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход