Париж. Дефанс
Писать о Дефансе — дело неблагодарное. По той простой причине, что о нём уже достаточно много написано. И как! Например, в livejournal некий автор опубликовал оригинальный, вполне профессиональный пост «Об архитектуре как о женщине», в подробностях разбирая недостатки реконструкции Национального центра промышленности и техники (CNIT), настойчиво зацепившись за юбочно-девичьи ассоциации. Предоставив это увлекательное занятие узким специалистам, мы пойдём другим путём. Мы оттолкнёмся от эмоций, которые вызывает этот уникальный для Парижа и для всей Европы деловой и жилой квартал. Но сначала краткая историческая справка.
CNIT — одна из первых построек, с которой в конце 50-х годов на окраине Парижа начинался деловой квартал Дефанс. Цель возведения нового района вполне объяснима: требовалось разгрузить историческую часть французской столицы и выселить туда банкиров, госслужащих, бизнесменов, разместив их в новых современных офисных зданиях. Своё название квартал получил от памятника La Defense de Paris скульптора Луи Эрнста Барриаса, что в переводе с французского означает Оборона Парижа. Памятник был возведён в честь воинов, защищавших город во время франко-прусской войны 1870 года. Идея и генеральный план застройки западной части Парижа принадлежала архитектору Ле Корбюзье, ещё в 1925 году. Тогда по разным причинам её не удалось воплотить в жизнь. Но к идее вновь вернулись в 50-х годах прошлого столетия, когда трём ведущим архитекторам — Роберу Эдуарду Камело, Жану де Майи и Бернару Зерфюссу было поручено разработать проект развития района. После здания CNIT небоскрёбы возводились один за другим, к тому же, выросли жилые дома, в которых поселились тысячи людей.
Но… Париж с его преданностью исторической застройке не был бы Парижем, если бы не поднялась волна возмущения небоскрёбами. В результате жарких дискуссий однообразие небоскрёбов разбавили новым проектом. Жоржем Помпиду был объявлен конкурс. Победивший в нём архитектор Айед предложил проект высотных зданий с нерегулярными этажами, ассиметричными окнами, яркими цветовыми решениями с условным названием «стиль Пикассо». Дома продолжают возводить с учётом новых архитектурных принципов, к тому же за работу с энтузиазмом берутся ландшафтные дизайнеры, скульпторы, художники, украшая своими творениями площади, улицы, пешеходный бульвар Дефанса.
Венцом современного района является знаменитая Grande Arche, открытая к 200-летию Французской революции. По результатам конкурса, объявленного президентом Франсуа Миттераном, автором проекта Большой арки Дефанс стал датский архитектор Йохан Отто фон Шпрекельсен, который позиционировал своё творение как олицетворение гуманитарных, а не военных побед. Она задумана как продолжение главной исторической оси Парижа, начинающейся на Елисейских полях и проходящей через две триумфальные арки. Являясь украшением и логическим завершением грандиозной архитектурной композиции, арка выполняет также служебные функции. Так, в боковых её частях находятся министерства французского правительства и другие государственные учреждения, а в верхней части — выставочные залы. Интересным инженерным решением, спасающим от ветров и сквозняков, которые притягивает грандиозная Арка, стало «Облако» П. Андро в виде своеобразного тента из натянутых полотнищ, а также лабиринт из стеклянных панелей. На ступеньках Большой арки почти всегда располагается довольно много людей, поскольку отсюда открывается замечательная панорама Дефанса.
В Дефансе расположен Университетский центр имени Леонардо да Винчи, на подступах к которому немало прекрасных скульптур. Разного рода символика — одна из сильных сторон художественных проектов Дефанса. Здесь находится также крупнейший торговый центр Les Quatre Temps, в котором кинотеатры, кафе и магазины, кроме Auchan, работают все дни недели, включая воскресенье.
Но вернёмся к эмоциям. В Дефанс автору этих строк довелось попасть на второй же день своей первой поездки в Париж, до Лувра, Ситэ, Версаля и прочих священных туристических мест. Неповторимое ощущение свободы, необычайного простора, света, воздуха, красоты, удивления, восторга, радости, счастья бытия, сложный сплав чудесных эмоций — вот, чем совершенно неожиданно, оказался Дефанс!
Парижский Манхеттен — банальный ярлык, кем-то навешенный на Дефанс, ничего кроме удивления и естественного протеста вызвать не может. Это очень поверхностное сравнение людей, равнодушных к искусству архитектуры. Дефанс — типично французский проект, органично встроенный в градостроительную концепцию города, в нелёгкой борьбе, в спорах и разногласиях, в труде огромного количества убеждённых в своей правоте созидателей, доказавший право не только на своё особое положение в Париже, но и на свою европейскую уникальность. Проект, в который вложили часть души, фантазии, мастерства творцы разных художественных культур, чтобы содать единый по стилю и настроению комплекс. Почувствовать это в полной мере можно только оказавшись внутри архитектурного чуда, неспешно изучая каждый объект, убеждаясь, что ни один из них не подавляет тебя своими грандиозными размерами.
Хай-тек Дефанса удивительно лёгок, воздушен, поэтичен и человечен! Получаешь истинное удовольствие, предвкушая каждый поворот, за которым открывается очередной сюрприз, прочувствовав каждый изгиб, каждую линию, уловив переклички форм — больших и малых, налюбовавшись вдоволь отражениями одних башен в других, зацепившись взглядом и удивившись оригинальным скульптурам Мияваки, Миро, Кальдера, Торричини и других авторов, оценив изысканные проекты ландшафтных дизайнеров, улыбнувшись притулившейся тут же старенькой детской карусели, которая лишний раз напомнит о том, что вы в Париже, поскольку такие — повсюду во французской столице…Только тогда эта архитектурная симфония зазвучит в полную силу, только тогда потрясающая энергетика этого мощного коллективного творения будет заставлять вас вновь возвращаться сюда. Возвращаться за новыми подробностями, которые обязательно будут, потому, что Дефанс продолжает расти, развиваться, строиться и потому, что наверняка что-то осталось незамеченным, ускользнуло, не открылось сразу, как это бывает с хорошей содержательной книгой, которую хочется перечитывать или прочитывать по-новому.
Фото Андрея и Елены Копий. Музыка: Франсис Пуленк. Концерт для фортепиано с оркестром, ч 1, фрагменты.
Проект Елены Копий
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.
Ирина Шатина 08.01.2014 20:39
Замечательно, как всегда: четко, емко, информативно, удобочитаемо…И в то же время материал подан с тонким вкусом и культурой. Историческую справку читаешь как самую увлекательную беллетристику! Особенно хорош кусок о Парижском Манхеттене, здесь в полной мере проявились лучшие черты стиля. Музыка — подстать самой архитектуре: слияние личностного, интимного — и коллективного мышления… Спасибо!
lubokr Любовь Крупник 10.01.2014 22:11
Спасибо, Леночка! Присоединюсь к словам Ирины, потому что не хочу повторяться, да и не скажу лучше. Добавлю лишь, что для меня, еще ни разу не бывавшей в Париже, это прекрасный материал для подготовки к встрече с этим городом! Еще раз спасибо! Всегда с восторгом жду твои публикации!
Ольга Курносова, Краснодарский край 10.01.2014 22:50
Информации в рубрике Путешествия всегда читаю в первую очередь и с большим удовольствием. Ее исторические справки дают возможность узнать много нового, интересного, а видео с музыкой Франсиса Пуленка усиливают впечатление и передают «ощущение свободы, простора, света, воздуха. красоты, удивления, восторга, радости, счастья бытия!» Спасибо !
Ирина Роде, Baden-Württemberg, Германия 10.01.2014 23:44
Елена, как всегда- великолепно!… Очень понравилось!… Действительно, когда все продумано, то архитектура становится искусством…
Lek Besson 11.01.2014 12:33
Леночка!!! На Впечатлении…Сегодня…Посвящаю Тебе!!!
Я Там Не Был,…да…УЖЕ и Не Буду…
Но, Тебя…О! ПарИ,…Никогда Не Забуду!!!
Ты для Русича--Символ Чудесной Земли…О! Пари…О! Пари…О! Пари!!!
Там--Изящные Дамы…Летят Веерами…
Там--Сплошные Огни…Вечерами-Ночами…
Ты--Легенда, Ты--Эпос Земли!!!
О! Пари…О! Пари…О! Пари!!!
Ум, Рассудок…и…Опыт Мои…
Всё Твердят…Об…Абсурдности Этой Любви…
НО! Душа Тебе Песни Глаголет Свои…
О! Пари…О! Пари…О! Пари!!!
Не Наступит в Любви…РазОчарование…
Потому, что Не Будет с Тобою Свидания…
Навсегда Оставайся Раем в Дали…
О! Пари…О! Пари…О! Пари!!!Gagik Vardanyan, Ереван, Армения 13.01.2014 00:44
Супер, Елена!!! Как понятно, кажется просто на первый взгляд…но сколько труда, времени, эмоций вложено, какое содержание, не многим дан такой талант.А как великолепно подобрана музыка…Не могу передать свое восхищение!!! Спасибо Вам, Елена!!! Вот перелистайте весь интернет, и не только, редко можно встретить такие статьи, и по смыслу, и по оформлению (фото, видео, музыка). Это талант, плюс громадная работоспособность, работолюбивость, преданность любимому делу. И в Ваших работах все это есть!
Владимир Супруненко 13.01.2014 13:58
Дорогая cестрёнка! Восторг от Дефанса просто изумительный! Дерзай и дальше. Из тебя вырос и выЗРЕЛ МОЩНЫЙ ПУБЛИЦСТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ!
Ирина Шатина 17.01.2014 21:04
Володя, не только публицист, но и беллетрист, что, возможно, даже важнее в контексте сайта. Публицистику ведь не всегда хочется читать, а беллетристика — это совсем другое…
Наталья Королевская 17.01.2014 23:30
Вы пишете настолько осязаемо, атмосферно, что прочитав, ощущаешь, будто сама там побывала. У Вас — дар слова, который складывается из многих искусств — видеть, чувствовать, увлекаться, делиться знаниями и любить — и то, о чём пишешь, и тех, для кого… Впечатление — великолепное! Спасибо)))
Владимир Супруненко 18.01.2014 20:48
Ирочка, что касается беллетриста -это само собой разумеется. Но только сильный публицист может так привлекать людей к высоко прочувствованным осмыслениям увиденного в путешествиях.
Ольга Полуянова 18.01.2014 21:56
Посмотрела — на душе солнечно. Подача материала — достойнейшая, музыка -хороша и в тему, но я не об этом даже. Какие чудные строения: нет давящей монументальности при их размерах, объемах. Вот можно же строить и жить так! Вокруг этих громад с отражающими поверхностями сонм воздуха и света, а яркие пятна скульптурных абстракций, как огромные цветы Дефанса…Это внеземной город с далекой планеты. Здесь счастливые люди, полные смеха, тепла, любви…Спасибо, Елена, за удивительное знакомство с волшебным миром!
Владимир Шахов, г. Калининград 22.01.2014 01:06
Честно говоря, даже не представлял, что такое может иметь место в этом мире. Конечно, путешествиями я не избалован, но, думаю, все еще впереди. Недаром говорят, что архитектура — эта застывшая музыка. А современная архитектура — это особый шарм. Пожалуй, она меня привлекает даже поболее, чем современная музыка.Хотя Пуленк в Ваш клип вписался идеально. Как будто он писал темы, сидя на верхнем этаже одного из небоскребов.
Людмила Чернявская, Санкт-Петербург 23.03.2014 18:10
Такая сочная эмоциональная зарисовка- как будто вдохнула этого воздуха Парижа! Никогда еще не была в Париже и сразу так захотелось…ВОСТОРГ! Какую поэзию вы нашли в этом урбанистическом пейзаже, просто тянет теперь туда -подышать этим воздухом… У вас — дар доносить до читателя ощущения от увиденного, чувство стиля необыкновенное! Информативно и эмоционально!
Ирина Юденкова-Ларичева, г. Москва 09.06.2015 15:28
ВАШ ДЕФАНС ВЕЛИКОЛЕПЕН… СОДЕРЖАТЕЛЬНО, КОМПАКТНО, ИНТЕРЕСНО!!! МУЗЫКА МЕНЯ ОЧАРОВАЛА, НЕ ТАК ЧАСТО УСЛЫШИШЬ ПУЛЕНКА!!! СДЕЛАНО С ЛЮБОВЬЮ!!!
Влада Петрова, г. Париж, Франция 18.07.2015 01:26
У Вас замечательные заметки, спасибо.
Изольда Геворкян, г. Донецк 13.08.2015 20:32
Браво!))
Татьяна Ларина 15.07.2016 17:00
Наверно, это здорово.
Елена Копий 19.07.2016 17:04
Да, там стоит побывать, поскльку это архитектурный ансамбль…Всё продумано, композиционно завязано…У нас так не строят и, видимо, никогда не будут, поскольку экономят.))
Нина Иванова (Мясникова) 13.03.2019 23:09
Благодарю тебя, Леночка, за прекрасную прогулку по неземному городу под прекрасную музыку Пуленка! Присоединяюсь ко всем предыдущим комментариям! Тут и добавить мне нечего… Полный восторг!
Лариса Чмыхова, г. Москва 19.08.2020 10:34
Спасибо, с удовольствием еще раз прошлась по этому удивительному кварталу под замечательную музыку.
Елена Копий 19.08.2020 10:38
Да, и я с удовольствием прошлась бы ещё не раз, оказавшись в Париже…
Ирина Шатина, г. Самара 19.08.2020 10:40
Хорошо пишешь, Лена, я все время восхищаюсь твоим слогом! Скучаешь по путешествиям?
Елена Копий 19.08.2020 10:43
Спасибо.)) Скучаю, Ириша…