www.poezo.ru

Т. Литвинова, И. Розанова. Сольфеджио на материале органной музыки

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова


Работа над пособием велась двумя авторами: Т. Литвиновой и И. Розановой. Ирина Розанова — известная петербургская органистка, лауреат международных конкурсов, член Союза концертных деятелей, член Союза музыкальных деятелей, преподаватель органа Хорового училища им. М. И. Глинки, штатная органистка Капеллы «Таврическая».

______________________________________________

Орган называют «королём музыкальных инструментов» за многообразие регистровых и тембровых красок. Но в пособиях по сольфеджио произведения для этого инструмента представлены весьма ограниченно. Особенно ценно слушать органный репертуар в оригинальном звучании. В предлагаемом пособии все примеры записаны на акустическом органе. Это — первый опыт в практике преподавания сольфеджио.

Пособие открывается подготовительным инструктивным разделом, содержащим интервалы в тональности, аккорды от звука.

Работу над гармоническими последовательностями рекомендуется предварять слушанием отдельных оборотов.

Для диктантов предлагаются художественные примеры с мелодиями в верхнем, среднем и нижнем голосах. Навык слышания и записи мелодий в низком регистре представляется чрезвычайно важным и полезным, ему следует уделить особое внимание. К тому же сольные партии педали обладают особым колоритом звучания.

Д. Бедар. Интермеццо

Следует записывать также партии педали в условиях многоголосия. Навык слуховой дифференциации нижнего голоса, являющегося фундаментом вертикали, необходим для определения на слух аккордовых комплексов.

Орган обладает роскошными возможностями для развития гармонического и фактурного слуха, чувства голосоведения. Долгое время звучания даёт возможность продолжительного и внимательного вслушивания в фонизм аккордов и созвучий, отчётливо различать выдерживаемые звуки. Тембровое разнообразие партий голосов позволяет прослеживать линии каждого из них. Ряд примеров в пособии предназначены для определения гармонической схемы после прослушивания.

Для двух-, трёх- и четырёхголосных диктантов предлагаются примеры с разным типом фактуры, с одновременным и постепенным включением голосов.

С. Уэсли.12 коротких пьес для органа. Ария

И. Пахельбель. Чакона для органа

В отдельном разделе пособия собраны примеры, в которых орган сочетается с другими инструментами, а также с голосом и хором. Включены ансамбли с одним или двумя солирующими инструментами. Примеры этого раздела по усмотрению преподавателя могут быть использованы для слуховой тембровой викторины, пения верхнего голоса, а также для записи мелодии или гармонической схемы сопровождения.

Органные сочинения представляют собой прекрасный материал для ансамблевого пения: в пособии предлагаются разнообразные в фактурном отношении двух-, трёх- и четырёхголосные художественные примеры.

Пособие включает широкий круг произведений для органа XVIII-XXI веков русских и западно-европейских композиторов. Аудиофайлы удобно находить по QR-коду.

Авторы пособия: преподаватель-теоретик и концертирующий исполнитель. Такая совместная работа позволяет обогащать учебный материал репертуаром по специальности, сближать теоретические дисциплины с практикой, укреплять связь сольфеджио с музыкой, что гарантирует интерес студентов к этой непростой дисциплине

По вопросу приобретения пособия Т. Литвиновой, И. Розановой «Сольфеджио на материале органной музыки» обращайтесь в окно ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.