www.poezo.ru

Т. Литвинова. Тембровые диктанты. Методическое пособие по сольфеджио

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова


«Тембровые диктанты»
 — методическое пособие по сольфеджио для средних и высших музыкальных учебных заведений.

Пособие продолжает серию методических материалов, направленных на развитие тембрового слуха. Для сборников этого направления возможны различные принципы классификации музыкального материала:

— последовательное изучение тембровых особенностей инструментов симфонического оркестра и их сочетаний;

— координация с общими темами учебного плана;

— ориентация на определённую специальность.

Шкала тембровых трудностей во всём своём разнообразии освещена в учебном пособии «Тембровое сольфеджио». В данном пособии представлены музыкальные примеры, включающие самые разнообразные тембровые трудности, но они не выделены в отдельные разделы (кроме регистровых). В условиях ограниченного учебного времени возможно совмещение изучения тембровых трудностей с гармоническими, метроритмическими, ладо-интонационными. Именно такая форма оказывается наиболее практичной, позволяющей уделять внимание комплексу выразительных средств, и как следствие — различным сторонам музыкального слуха.

Первый раздел сборника посвящён тембро-регистровым трудностям. Автор предлагает освоение инструментальных тембров по регистровой принадлежности, что позволяет сразу охватывать несколько инструментов из различных групп оркестра. Особенно важна работа над освоением низкого регистра. Такой навык — фундамент для определения на слух аккордов и гармонических последовательностей в оркестровой фактуре, а также для слышания двухголосия.

Материал для тембровых двухголосных диктантов представляют:

а) дуэты солирующих инструментов;

б) крайние голоса («основное двухголосие») ансамблевой или оркестровой фактуры.

Работу над развитием тембро-гармонического слуха рекомендуется начинать с определения гармонических оборотов и коротких однотональных аккордовых последовательностей, которые приводятся в этом пособии. Их можно предложить повторить на фортепиано, не записывая. Затем постепенно включаются более протяжённые и сложные в тональном отношении примеры для записи гармонической схемы. Недостаточная работа в этом направлении на уровне средних учебных заведений сказывается в высшем звене: определение аккордов в фрагментах в оркестровом звучании может вызывать значительные затруднения. Перекос в сторону слушания искусственно усложнённых, инструктивных гармонических последовательностей только в фортепианном тембре серьёзно ограничивает развитие слухового сознания в целом и тембрового слуха, в частности.

Один из разделов сборника посвящён сочетанию тембровых и метроритмических трудностей. В этом разделе предлагается работать над общими темами программы курса, связанными с развитием чувства метро-ритма на музыкальном материале и в конкретном тембровом воплощении.

Определённые ритмические фигуры (триоли, синкопы, пунктирный ритм) предлагается прорабатывать в разных размерах, а также в различных голосах: как в мелодии, так и в качестве остинатного ритма в сопровождении. В качестве интересного и полезного задания может быть запись мелодии и ритмической фигуры аккомпанемента, а затем пение одного, двух или четырёх мелодических голосов с простукиванием ритма сопровождения (так можно проработать, к примеру, тему третьей части из Квартета №2 А. Бородина).

В раздел Сочетание тембровых и ладо-интонационных трудностей включены мелодии, в которых определение тембров солирующих инструментов не составляет особых сложностей в отличие от ладо-интонационных особенностей. Это могут быть различные виды хроматизмов, модуляционные процессы, сложные ладовые структуры музыки XX века и др.

Как показывает практика, студенты нередко испытывают трудности в записи музыкальных примеров в ключах «до», а также партий транспонирующих инструментов. В данном пособии примеры, направленные на совершенствование этих навыков, выделены в отдельный раздел «Нотографические трудности».

Не секрет, что тембровых диктантов боятся, они считаются трудными. Для снятия этого психологического барьера нужно использовать предварительные подготовительные упражнения, призванные настроить на звучание определённого регистра и тональности в тембре инструмента, что облегчит восприятие и запись оркестрового фрагмента. Это — слушание ступеней, интервалов, мелодических оборотов в тембре данного инструмента.

Подготовительным формам работы к тембровому диктанту посвящено учебное пособие «Готовимся к тембровому диктанту». Уже на начальном уровне образования учащиеся должны приобрести необходимые навыки по определению на слух тембров инструментов высокого и низкого регистров, а также иметь опыт слушания элементов музыкального языка в различном тембровом воплощении (ступеней лада, мелодических и гармонических интервалов, аккордов, размеров и ритмических фигур, видов фактуры).

Важен технический вопрос: правомерны ли проигрывания на фортепиано инструментально-вокального фрагмента в формате тембрового диктанта? Если музыкальный фрагмент достаточно труден не столько в тембровом, сколько в ладовом, структурном или метроритмическом отношениях, то сначала нужно разобраться именно с тем, что сложнее. Это легче сделать в знакомом тембре фортепиано, а прослушивание в оригинале отложить на финальные проигрывания. В любом случае тембровый компонент оказывается в поле зрения учащихся, и, что важно, есть возможность услышать музыкальный материал в оригинальном, полноценном виде, задуманном композитором.

Целью подобных заданий должна быть не просто фиксация нот в тембровых вариантах мелодии, а необходимое включение в процесс слушания всего комплекса выразительных средств в конкретном тембровом воплощении и различных темповых условиях.

Роль тембровых диктантов в формировании музыканта трудно переоценить, ибо одна из важнейших целей курса сольфеджио — учить слышать и анализировать художественный музыкальный текст в живом оригинальном звучании.

_________________________________________________

По вопросу приобретения пособия Т. Литвиновой «Тембровые диктанты. Методическое пособие по сольфеджио» ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ с указанием Вашего электронного адреса.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.