www.poezo.ru

Выставка Ильи Репина в Третьяковской галерее. К 175-летию со дня рождения художника

Наталья Данилина

Наталья Данилина

Магистр филологии

От редакции:

В Третьяковской галерее на Крымском Валу завершилась выставка Ильи Ефимовича Репина, собравшая более трёхсот работ из музеев России, семи зарубежных музеев и семи частных коллекций из-за рубежа. Ретроспектива И. Е. Репина открыла серию выставок, посвященных 175- летию со дня рождения художника, которые пройдут в 2019–2020 году в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пти-Пале в Париже и в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Своими впечатлениями от увиденного делится не икусствовед, не художник, а филолог Наталья Данилина.

__________________________________________________

Выставка Репина на Крымском Валу — торжество света. Это первое, что замечаешь в его работах, будь то пейзажи, жанровые картины или портреты. Кажется, этот преобладающий свет — не просто стиль письма и художественная необходимость, а черта характера Ильи Ефимовича, «выскакивающая» на полотно. Мудрый и жизнелюбивый уроженец города Чугуева Харьковской губернии, через всё творчество «протащивший» любовь к Украине — цветастой, терпкой, яркой. И любовь к Человеку. Разному.

Судя по небольшому кинофильму 1913 года, снятому зимой в северном имении «Пенаты», Репин — человек был озорной и смешливый. Крайне далёкий от привычного хрестоматийного образа «обличителя социальных пороков». Совсем это не про него и не про его картины: разглядывая их и наброски к ним, лучше понимаешь это. Да, писал он о русской действительности, которая его беспокоила, говорил о важности мысли и принципа в искусстве. Но этим не исчерпывался как художник. Репин — это не про «социальное». Это про человека всегда. Только человек интересен ему — здесь и сейчас, в событии и обстоятельствах.

Хороший художник — это всегда режиссёр, актёр и драматург в одном лице, но не в сценическом действии, а на своём полотне. Здесь, в молчаливой замершей статике нужно заставить зрителя увидеть движение, почувствовать и услышать жизнь, с её шорохами и музыкой. Репинские портреты и персонажи прекрасны в своей непафосной уникальности. Они все разные, и все живые, с характером, артистически пойманном художником. И даже те, набившие оскомину, «социальные» полотна — прежде всего о характере и состоянии человека, а не «общества в целом». Конкретного человека.

«Портрет отца, Е. В. Репина», 1879

«Отдых. Портрет Веры Репиной,
жены художника», 1882

«На солнце. Портрет Надежды
Ильиничны Репиной», 1900

«Портрет П. М. Третьякова», 1883

«Портрет А. Ф. Писемского», 1880

На примере Репина убеждаешься, что большой художник всегда открыт новому опыту и времени. Он не занимается «сохранением традиции» , он создаёт новую. Часто неосознанно. Он не консервирует себя в одном направлении или стиле, а пробует, ищет, ошибается, осваивает, подражает и преображает. Репин, такой, казалось бы, с детства всем знакомый реалист, в своих картинах передаёт «привет» и отдаёт своеобразную дань мастерам прошлого. Например, портрет отца художника, написанный в 1879 году отсылает к портретной традиции Рембрандта: такой же аскетизм красок и световые акценты, создающие на полотне настроение персонажа — спокойную умиротворённую сосредоточенность. Или один из последних автопортретов Ильи Ефимовича, 1920 года, напоминающий творческий почерк Брейгелей и малых голландцев. Аллегорические произведения, созданные художником в начале ХХ века местами похожи даже на работы Гойи и импрессионистов…

Ещё одна черта работ Репина — удивительный эффект присутствия. Особенности композиции и перспективы создают ощущение, что большинство работ (включая многие портреты) написаны не только для того, чтобы на них смотреть, но и для того, чтобы туда «зайти». Например, знаменитое »Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» — полотно необъятное по величине, но при этом абсолютно «живое», буквально заставляющее проходящего мимо стать участником действа.

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня
его учреждения», 1903

«Прием волостных старшин императором Александром III во дворе
Петровского дворца в Москве», 1886

Или другая большая работа «Прием волостных старшин Александром III», которая просто завораживает, сразу обращая на себя внимание в конце небольшой анфилады залов. И, подойдя к картине, будто оказываешься в ряду этих самых «старшин», удостоенных высочайшего приёма.

«Какой простор!», 1903

Прекрасна по своему настроению картина «Какой простор!», написанная Репиным в 1903 году. Пара — студент и девушка (вероятно — курсистка) восторженно встречают бушующие мутные холодные волны, бьющиеся о берег залива. Эта серая волна будто хочет смыть и зрителя, попавшегося на её пути, но ощущения страха и тревоги не вызывает — наоборот, нам передаётся восторг и веселье молодых и, видимо, счастливых и уверенных в своём счастье людей. Критики усмотрели в произведении аллегорию и, как признавался сам Репин — «меня за эту аллегорию то бранят, то порицают, то презирают…». Видимо, пеняли художнику за «несвоевременное» увлечение импрессионистскими настроениями и отходом от остросоциальной тематики.

Илья Ефимович творил практически до последних дней. Он дожил до 1930 года, застав все существующие художественные веяния начала века.

Любопытный, сомневающийся, меняющийся и жадный до творчества и красоты человек.

Из письма Марианне Веревкиной 20 февраля 1894 года: «Французы давно уже увлечены пластикой и живописью более других искусств. Так, как наше русское общество увлечено моралью более всех проявлений жизни. Идеи признает только моральные. Наступил черед подвинуть вперед нашу разбойничью натуру скифа. Покаяние во грехах, пост и самоистязание — вот что любит уже целое полстолетие русский гражданин. Все сводит на одно и ничего другого слышать не хочет и не понимает — считает пустяками. Уже Пушкина поедом ели за свободу художника, но соловья не заставили куковать жалких слов. Гоголя пилили всю жизнь за его перлы комизма, пока не допилили до отшельничества, аскетизма и смерти. Толстой сам смолоду уже приспособлялся к веригам и теперь юродствует во славу божию. Все это трогательно, как первые христиане. Наше общество отплевывается от античных законов жизни. Много тут подвижничества, разума, но много уродства и фарисейства бывает. Мир необъятен и могуч по своим формам, бесконечно разнообразным. И дым кадил и стон голодного не смущает аромата розы и прелести цветов; и молодой неудержимый смех белых зубов неразборчиво заставит улыбнуться самого закоренелого пессимиста. И в этом наше счастье, наша свобода — величие, необъятность бога. Все человеческое непременно ограниченно и скучно, однообразно и лично. И никогда никаким героическим усилиям людей не унивелировать щедрых богатств творца. Таков его закон».

___________________________________

Видеоролик Е. Копий с фографиями работ И. В. Репина, музыка — А. Бородин «Маленькая сюита» в оркестровке А. Глазунова, Финал.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход