www.poezo.ru

Скульптура как способ общения. Григорий Копий

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

…мастера изучают пространство. Именно в знании объема и заключается их сила.
Помните об одном: нет линий, есть только объемы. И когда вы рисуете, никогда не думайте
о контурах, а заботьтесь только о рельефе. Ведь именно рельеф и правит контуром.
Огюст Роден

Это высказывание великого мастера, считает скульптор Григорий Копий, должны взять на вооружение все художники. Оно относится не только к изображаемым, но и воображаемым объектам, которые художник видит целостно. Но этому надо постоянно и упорно учиться, совершенствуясь всю жизнь.

Желание и умение учиться, познавать особенности, тонкости, секреты сложнейшей из профессий присущи художнику, который отдал ей несколько десятилетий, реализуясь в разных областях.

Уроженец Ростовской области, Григорий Копий окончил факультет монументально-декоративной скульптуры одного из старейших профильных учебных заведений — Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское, ныне — художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова) . Навсегда благодарен художник той крепкой профессиональной школе, которую удалось пройти в Строгановке: профессора Г. И. Мотовилов, С. Л. Рабинович, Е. Ф. Белашова внимательно и последовательно продолжили развивать художественные навыки, полученные ранее в художественном училище, и вкус молодого художника, поддерживая его упорство в работе.

Как водится, между школами в искусстве и ранее наблюдался и сегодня сохраняется некоторый антагонизм, соперничество. Условно говоря, суриковцы и строгановцы считают свою школу лучшей, что выражается в общении между ними в тонкой, не всегда уловимой оценочной иронии при сохранении самых добрых отношений. Это явление вечное, как сама жизнь. Тем не менее, есть то, что принципиально отличает строгановскую школу скульптуры. Она ориентирована на синтез с архитектурой. Отсюда особый пластический язык, внимание к рельефу, который из-за больших пространств становится самостоятельным, самоценным видом скульптуры на торцах, а иногда и на фасадах зданий. Замечательный скульптор и педагог Г. И. Мотовилов, соединивший в своём творчестве традиции античного рельефа с современным пластическим языком, положил начало целой школе монументальной скульптуры. Можно отметить ряд стилистических черт, объединяющих строгановскую школу как понятие. Это более весомая по содержанию идея произведения, нежели у станковистов Суриковки и Репинки, большая степень условности в подаче формы, зачастую шероховатость или грубоватость фактуры. Подчёркиваются наиболее значимые детали, работающие на выразительность целого. Разумеется, всё сказанное лишь в общих чертах отражает особенности воспитанников строгановской школы монументально-декоративного искусства. Но именно они, при всей индивидуальности каждого художника, делают работы строгановцев узнаваемыми.

По окончании вуза в 1966 году Григорий Копий был приглашён на работу в Брянск, где до 90-го года удалось осуществить немалое количество работ. Первый серьёзный заказ, полученный молодым скульптором — памятник маёвкам, работа над которым продолжалась шесть лет. Памятник «Маёвки»(кованая медь) был открыт в Брянске в 1972 году. Архитектурная часть выполнена архитектором В. Н. Городковым. В этот период появились и другие работы: памятник партизанам и лётчикам в селе Смелиж Брянской области, архитектор Сидоров В. Ф.(1972), барельефная композиция «Тройка» (чеканка), ряд портретов.

Г. Копий. «Маёвки», кованая медь, 1972

Стремлению художника к совершенствованию мастерства, к содержательному общению как нельзя лучше соответствовало предложение, поступившие от Брянского отделения Союза художников поработать в Доме творчества имени Д. Н. Кардовского в Переславле-Залесском. Впоследствии он бывал здесь не раз, проходя своеобразные курсы повышения квалификации под руководством опытных скульпторов А. А. Древина и М. Р. Габе, привозя множество этюдов, композиций, набросков и получая творческий заряд для дальнейшей деятельности.

Г. Копий. Бюст А. Скрябина, 1980–2005

Выполняя заказные работы, Григорий Копий постоянно участвовал в художественных выставках разного уровня, воплощая в выставочных работах собственные замыслы, в скульптуре малых форм, портретах, скульптурных композициях. Так столетию композитора А. Скрябина посвящены памятные медали «Скрябин» и «Прометей», которые спустя десять лет (1982) были отлиты в бронзе и в настоящее время находятся в Брянском областном художественном музейно-выставочном центре. Личность композитора оказалась настолько интересной автору, что несколько позже им так же, для показа на выставках был выполнен бюст А. Скрябина (гипс тон.), который неоднократно экспонировался на областных и республиканских выставках. Художник стремился воплотить возвышенный полётный образ, вдохновляясь симфоническими произведениями композитора.

Своеобразно сложилась судьба этой работы: в 1995 году в Нижнем Новгороде, куда за пять лет до этого переселился скульптор с семьёй, состоялся Первый Международный конкурс пианистов им. Скрябина, на котором бюст композитора экспонировался на сцене в течение двух туров. С 2005 г. работа находится в Нижегородской консерватории, а международные конкурсы им. А. Скрябина, начиная со второго, проводятся в Москве.

Скульптору всегда были интересны и хорошо удавались барельефные портреты в трёх-четвертном повороте, поскольку он даёт больше возможностей их обзора с разных точек. Так им были созданы пять барельефных портретов для Брянского музыкального училища: Д. Шостакович, К. Дебюсси, Б. Бриттен, Б. Барток и Дж. Гершвин. Для кафедры философии Педагогического университета — барельефные портреты философов, среди которых Гераклит, Демокрит, Аристотель, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Бенедикт Спиноза, Клод Анри Сен-Симон, Эммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и другие. Барельефы композиторов, расположенные около концертного зала, настраивали посетителей музыкального училища на определенный лад, указывая на профессиональную принадлежность учебного заведения. Однажды, в 1981 году, героям портретов был посвящён целый лекционно-концертный вечер замечательного клуба «Апподион», во главе с его бессменным руководителем композитором Марком Ефимовичем Белодубровским, чью деятельность в музыкальном и художественном воспитании студентов-музыкантов трудно переоценить. М. Белодубровский пригласил автора барельефных портретов рассказать об истории их создания, затем была исполнена музыка представленных композиторов. Однако, подул ветер странных перемен, и портреты композиторов в угоду волшебному слову «ремонт» и бездарно сверкающему безликому интерьеру, растворились в пространстве, после чего на место не вернулись. Кому сегодня интересно своё понимание, своё видение личностей Д. Шостаковича и Б. Бриттена? На потребу — готовая картинка из интернета…Дальнейшая судьба работ неизвестна.

Барельефные портреты философов украсили кабинет философии педагогического университета, создавая определенное настроение, атмосферу серьёзного отношения к обучению. Многие поколения студентов помнят эти работы. К сожалению, сегодня благодаря деятельности «эффективных» менеджеров учебного заведения, работы были утрачены. По крайней мере, автору при всей искренней помощи простых, не столь «эффективных» работников вуза (безграничная благодарность этим людям!), обнаружить их так и не удалось. Вряд ли кто сегодня будет ваять Гераклита и Кампанеллу… Ведь так просто распечатать картинку из Википедии. Ну и что, что был особый дух в аудитории? Теперь уже и аудитории такой нет. Ничто не дорого сегодняшнему эффективному менеджеру и его лучшему другу бухгалтеру. Оптимизация — наше всё!

Совершенно иным по характеру стало декоративное барельефное панно «Гиппократ»(1980, гипс тон.), заказанное магазином медицинского оборудования. Отображая медицинскую тему, автор сформировал композицию на основе философского подхода Гиппократа к здоровью человека с использованием стихий природы. Работа содержится в прекрасном состоянии.

Г. Копий. Умирающий солдат, кованая медь, 1982

Очень значимой для художника является скульптурная композиция «Умирающий солдат» в посёлке Клетня Брянской области, которую автор посвятил погибшему на фронте отцу (кованая медь, 1982). Архитектурная часть — А. А. Зеленов. Художественный замысел композиции раскрывается через метафору: складки плащ-палатки, свисающие на постамент, ассоциируются и с крылом умирающей птицы, и с траурным знаменем, венчающим героическую смерть. Около памятника всегда цветы, сюда приходят школьники, ветераны и жители посёлка.

Г. Копий. Фрагменты памятника «Умирающий солдат», кованая медь, 1982

Г. Копий.
Скульптурная композиция «Пересвет»,
кованая медь, 1985

Кованая медь — один из материалов, который позволил художнику внести новые акценты в свои работы, тем более, что чаще всего это авторская ковка, которой скульптор Копий владеет мастерски. Таковы, например, бюст М. Т. Елизарова (1978), выполненный по заказу Музея истории пожарного дела г. Брянска и барельеф И. И. Фокина (1981) в районной администрации.

Для Брянского планетария был создан скульптурный портрет К. Э. Циолковского (1983, гипс тон.). Художнику хотелось передать одержимость учёного высокой идеей освоения космоса. Бюст находился в планетарии много лет вплоть до передачи помещения РПЦ в конце 90-х, в связи с чем, к сожалению, работа была утрачена.

Первоначально для выставок предназначались скульптурные композиции «Тютчев и Гейне»(1985, гипс тон), эскиз памятника «Пересвет»(1985, кованая медь), скульптуры малых форм «Парень из станицы»(1982, бронза), «Русские припевки» (1981, гипс), «Рассказчик»(1981, гипс), скульптурная композиция «Братание»(1982, гипс тон), рабочая модель для фонтана «Мальчик, бросающий камешки вводу»(1981, гипс тон.), женский портрет «Волжанка» (1981, гипс тон) и многие другие.

Александр Пересвет — бывший брянский боярин, постригшийся в монахи, участвующий в Куликовской битве. Работа была задумана как памятный знак при входе в Свенский монастырь. Именно последнее обстоятельство стало неким препятствием в воплощении и реализации темы: в начале 80-х ваять монаха было предосудительно. В отражении темы автор стал первым, впоследствии же, когда она перестала быть запретной, тема была подхвачена и реализована другими художниками в несколько ином плане.

Конная статуя московского скульптора Ю. Орехова с сидящим рядом с Пересветом юным Бояном, представляет героя уже в доспехах, опуская его принадлежность к монашескому чину. В работе же скульптора Г. Копий подчёркивается момент благословения его на подвиг Сергием Радонежским. Фигура Пересвета вместе с горизонтально расположенным мечом как бы образует крест, придавая особую торжественность и значимость событию.

Композиция «Пересвет» была приобретена Брянским художественным музейно-выставочным центром и на сегодняшний день является одним из наиболее часто выставляемых экспонатов на выставках как в Брянске, так и в других городах. Эскиз памятника «Братание» поместили в Краеведческий музей г. Брянска.

Скульптурная композиция «Тютчев и Гейне» нашла своё достойное место в Государственном мемориальном историко-литературном музее-заповеднике Ф. И. Тютчева «Овстуг» в Брянской области. Поводом к созданию композиции послужил интерес к личностям двух великих поэтов, которые были дружны достаточно долгое время. Художник постарался передать атмосферу доверительного диалога между ними.

Г. Копий. Скульптурная композиция «Тютчев и Гейне», 1985. Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф. И. Тютчева «Овстуг»

Любая работа скульптора Г. Копий — плод серьёзных размышлений, изучения материалов не только иконографического характера, но и художественной литературы, исторических источников, музыки. Это обязательный подход художника к любой работе: монографии о композиторах, их музыка, монографии о философах, философский трактат Кампанеллы «Город солнца», философские труды древних греков и других авторов, многочисленные произведения Тютчева и Гейне, исторические сведения о Пересвете и Ослябе — бесконечно можно перечислять прочитанное, прослушанное, изученное, а главное — осмысленное автором в связи с работой над темой. Всё это стало драгоценным багажом в воплощении следующей ипостаси Григория Павловича — педагогической деятельности.

В Брянске он несколько лет преподавал в Художественном училище, а с переездом в Нижний Новгород вместе с другими коллегами стоял у зарождения школы нижегородского дизайна в Архитектурно-строительном университете: преподавал скульптуру, рисунок, композицию, пластическую анатомию.

Большое количество выпускников прошло через его скульптурный класс, вспоминая уроки и общение с педагогом на разные темы с благодарностью. Примечательно, что выходцев из Марокко, например, Г. П. Копий обучал на французском языке.

Все, кому приходилось бывать в мастерской скульптора, отмечают особый дух, атмосферу, теплоту его работ. Это касалось как Брянской творческой мастерской, так и учебной скульптурной мастерской, созданной художником практически с нуля на кафедре промышленного дизайна Нижегородского архитектурно-строительного университета, где доцент Г. П. Копий преподавал до сентября 2012 года. Ниже представлены некоторые скульптуры малых форм, которые одновременно являются портретами знакомых художников и упомянутого выше скрипача и композитора М. Белодубровского.

Г. Копий.
«Парень из станицы»,
бронза, 1981

Г. Копий.
«Русские припевки»,
гипс, 1981

Г. Копий.
«Музыкант»,
металлический сплав, 1987

Г. Копий.
«Рассказчик»,
гипс тон., 1980

Художник подарил вузу, которому отдал много лет, барельефный портрет нижегородца изобретателя И. П. Кулибина, определив его на кафедру дизайна. Форма восьмиугольника, в который помещён трёхчетвертной портрет И. Кулибина, подсказана изобретённым им фонарём, с помощю зеркал увеличивающим силу освещения свечи в пятьсот раз.

Г. Копий. Портрет И. Кулибина, гипс тон, 2003, ННГАСУ

Своеобразным отдыхом, способом отвлечения от напряжённого труда над скульптурой стали для художника акварели. Они носят эпизодический, зачастую случайный, эскизный характер, когда не ставятся большие задачи, а всё идёт как идёт…

Зато набросками художник занимался регулярно, стараясь быстро схватить суть, сохраняя пластичность линии и цельность формы. Результаты этих занятий часто служили подсобным материалом в работе над скульптурой. А скульптура для Григория Павловича — способ общения с людьми на самые разные темы.

Скульптор Г. П. Копий — автор научных публикаций в области пропорционирования и геометрических построений, связанных с делением окружности в различных отношениях, извлечением корней любой степени из произвольного числа и т. д. Им найден свой способ построения перспективы на основе конхоиды Никомеда. Подобными изысканиями Григорий Павлович занимается по сей день, поскольку для художника они имеют ещё и эстетическую ценность.

Разносторонние интересы, живость ума, прекрасная эрудиция, цепкий глубокий взгляд, чутьё художника, интуиция исследователя — всё это портрет состоявшегося скульптора, состоявшегося педагога и состоявшегося человека. Поскольку Григорий Копий вполне солидарен с роденовским высказыванием: «Самое главное для художника — быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком и только потом — художником».

Автор публикации выражает благодарность сотрудникам Брянского областного художественного музейно-выставочного центра и Государственного мемориального историко-литературного музея-заповедника Ф. И. Тютчева «Овстуг», доценту Нижегородской консерватории Н. П. Бердниковой и нижегородским художникам Сергею Молькову и Елене Мольковой за посильную помощь при подготовке материала.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.