www.poezo.ru

Музыкальные итоги 2021

Андрей Копий

Андрей Копий

Музыкальный критик, архитектор, член IFI (Международной федерации архитекторов и дизайнеров)

2021 музыкальный год оказался чуть менее аномальным, чем 2020. Во многом благодаря тому, что в разных частях мира вновь были разрешены концерты, хотя до стадионного уровня так и не дошло. Административные требования по-прежнему уничтожают музыкальную индустрию всех жанров, в большей или меньшей степени. Страдают не только концертирующие музыканты, но и вся инфраструктура. Невозможность строить планы на полгода-год делает существование более сиюминутным. Кто-то переносит релизы в надежде возвращения нормального ритма жизни, кто-то не ждёт и уже не надеется на крупные концерты, а просто записывает новый материал. Впрочем, сиюминутность и ощущение отсутствия будущего касается абсолютно всех сфер жизни — результат гиперагрессивной деятельности политиков почти всех стран.
И при таком депрессивном информационно-управленческом фоне именно музыка остаётся одним из наиболее радующих людей явлений, позволяющем поддерживать свой микромир.

В 2021 вновь объединились группы THE BOO RADLEYS, FACES, PORCUPINE TREE, NEW RADICALS. Распались DAFT PUNK, GOLDEN EARRING, THE MONKEES, RASCAL FLATTS…
Некоторые музыканты, которые попали в некрологи: Gerry Marsden (GERRY & THE PACEMAKERS), Don Miller (THE VOGUES), PHIL SPECTOR, SOPHIE, Mary Wilson (THE SUPREMES), CHICK COREA, James Levine, Jim Steinman, NICK CAMEN, SANFORD CLARK, Don Everly (THE EVERLY BROTHERS), JOE SIMON.
Среди музыкальных тенденций 2021 года сохранение тренда на ренессанс «исторических» стилей вроде фанка (SILK SONIC, BTS) или диско (DUA LIPA, THE WEEKND) и разного «восьмидесятничества» (THE KID LAROI & JUSTIN BIEBER «Stay»), а также почти полная стагнация в появлении нового звучания. Кстати, о THE WEEKND, нынешняя стриминговая модель музыкального бизнеса приводит к крайнему консерватизму, когда песни могут задержаться в чартах почти на 2 года. В 2021 по-прежнему слушали «Blinding Lights». И ещё один парадокс стриминговой эпохи: рождественская «классика» на декабрьские недели вытесняет из чартов новые хиты (MARIAH CAREY «All I Want For Christmas Is You» второе рождество подряд номер один в США, хотя оригинал вышел в 1994, а большая часть рождественской «классики», которая возвращается в чарты синглов датирована 1960–1970 годами). С другой стороны, кому в декабре нужно новое?!

THE KID LAROI & JUSTIN BIEBER «Stay»

BTS «Butter»

Наиболее яркими новыми исполнителями можно считать следующих: OLIVIA RODRIGO, SQUID, ARLO PARKS, DRY CLEANING, BABY KEEM, WATER FROM YOUR EYES, PINKPANTHERESS, POM POM SQUAD, FOR THOSE I LOVE…

ARLO PARKS «Too Good»


Отличились и ветераны. Долгожданное возвращение ABBA. Правда не с туром, а с альбомом. Вспоминаются времена рубежа 20–21 веков, когда за потенциальный совместный тур группе предлагали 1 млрд долларов. Однако при объединении почти через 40 лет после распада получился более спокойный «студийный режим». Да и альбом не изобилует хитами. Главная задача была не разочаровать поклонников разных поколений, которые привыкли к определённому высокому уровню, созданному самим квартетом. И это удалось, хотя и не так ярко, как когда-то.

ABBA «I Still Have Faith In You»


Достаточно сильные «ветеранские» записи: TOM JONES «Surrounded By Time», ROBERT PLANT & ALISON KRAUSS «Raise The Roof», MIRANDA LAMBERT, JACK INGRAM & JON RANDALL «The Marfa Tapes», ещё один совместный альбом NICK CAVE & WARREN ELLIS «Carnage», очередной альбом дуэтов от ELTON JOHN «The Lockdown Sessions».

TOM JONES «Pop Star»

ELTON JOHN & ED SHEERAN «Merry Christmas»


Десять лучших альбомов 2021 года:

WOLF ALICE «Blue Weekend». Развитие у лондонского квартета есть. Лучший на данный момент альбом группы, органично вписывающейся в рок-фестивальный формат. И хотя в 2021 году от фестивалей осталось жалкое подобие, WOLF ALICE интересны даже с оркестром. Личность Ellie Rowsell стала еще более значимой после по-настоящему драйвового альбома «Blue Weekend» c весьма безапелляционными текстами (сказываются остатки постпанка) и заметными мелодиями. Инди-року с женским лицом всё же быть, и традиции продолжаются.

WOLF ALICE «The Last Man On Earth»


SILK SONIC «An Evening With Silk Sonic». Супердуэт ANDERSON .PAAK и BRUNO MARS выпустил дебютный альбом, который идеально стилизован под соул-фанк начала 1970-х. Пожалуй, самый удачный пример ренессанса-стилизации в 2021 году. Хочется переслушивать, как то, на чём сами музыканты и выросли — BOOTSY COLLINS, STEVIE WONDER, JAMES BROWN… При записи альбома замечены сам BOOTSY COLLINS и BABYFACE.

SILK SONIC «Leave The Door Open»


THE WAR ON DRUGS «I Don»t Live Here Anymore». Альбом является достойным продолжением 'A Deeper Understanding» (2017). Adam Granduciel растёт как автор, характер альбома вполне органично вписал бы группу в многотысячные концертные площадки, но при этом этот масштаб заключён в камерность, которая присутствует почти на всех песнях пластинки (особенно «Living Proof»).

THE WAR ON DRUGS ft. LUCIUS «I Don»t Live Here Anymore»


GHETTS «Conflict Of Interest». Justin Clarke, более известный, как рэппер GHETTS, выпустил один из самых интересных рэп-альбомов 2021 года (пожалуй, опередив в этом свего коллегу DAVE). «Conflict Of Interest» — это альбом, большая часть которого состоит из коллабораций с именитыми деятелями британского хип-хопа, нетривиальными аранжировками и текстами, которые не оставляют равнодушными. Особенно впечатляет финальный трек «Little Bo Peep», несколько расширяющий стереотипное представление о grime и чем-то отдалённо напоминающий «I Ain»t Mad At Cha» 2PAC (разве что мелодией инструментального сопровождения…).

GHETTS ft. AIDA LAE «Good Hearts»


JANE WEAVER «Flock». Несмотря на почти двадцатилетнюю муыкальную карьеру, британская певица и автор собственных песен JANE WEAVER не на слуху даже у поклонников инди-сцены. Её альбом 2021 года «Flock» несомненно можно считать удачным. Здесь несколько ярких композиций вроде «Heartlow», «Flock», «Solarised», достаточно широкий стилевой диапазон от инди-фолка до инди-попа и даже синти-попа. Что в очередной раз подтверждает непринципиальность жанровых ограничений для современных музыкантов.

JANE WEAVER «Heartlow»


SQUID «Bright Green Field». Пожалуй, самый рок-н-ролльный релиз на лэйбле «Warp Pecords», знаменитом больше своими значимыми электронно-экспериментальными проектами от APHEX TWIN и AUTECHRE до YVES TUMOR и SQUAREPUSHER. SQUID — самая нестандартная из новых рок-групп, прежде всего, отсутствием как музыкальных, так и текстовых стереотипов («G. S. K.», «Documentary Filmmaker»). Ну и в целом, это достаточно яркий и альтернативный пост-панк.

SQUID «Narrator»


ADELE «30». Четвёртый студийный альбом ADELE соответствует правильной стратегии делать релизы редко, но каждый раз событием. Хотя «30» — самая глубокая и драматичная пластинка в дискографии ADELE. Слушатели взрослеют вместе с певицей, хотя и несколько опережают её по возрасту. Не секрет, что со времен «21» к аудитории добавились слушатели, которым уже тогда было за 30. Поэтому и темы песен тоже становятся зврослее и драматичнее. Поп-соул звучание как всегда на высоте.

ADELE «Easy On Me»

OLIVIA RODRIGO «Sour». Громкий дебют замеченной на диснеевской («Disney+») постановке «High School Musical: The Musical: The Series» 18-летней актрисы и певицы Оливии Родриго во многом подпитывался ресурсами звукозаписывающих гигантов «Geffen» и «Interscope». Но и с возвожностями заметного старта публика была не разочарована последовавшим после стандартной поп-баллады «Drivers License» поп-рок-хита «Good 4 U». Примерно так, но ещё и с некоторыми отклонениями в поп-фолк, и звучит дебютный альбом «Sour». В целом, это очень выверенный альбом, в котором есть запоминающиеся мелодии, достаточно разнообразный по жанрам и что важно, — авторский. Все песни написаны с участием Оливии.

OLIVIA RODRIGO «Good 4 U»


SAM FENDER «Seventeen Going Under». Второй альбом британца Сэма Фендера полон энергичных гимнов в стиле золотых времён «Born In The USA» Брюса Спрингстина, хотя и в несколько инди-роковой интерпретации. На самом деле, это и не интерпретации, а часть звучания Сэма Фендера. Заглавный трек альбома стал одной из самых запоминающихся мелодий 2021.

SAM FENDER «Get You Down»


JON BATISTE «We Are». Восьмой студийный альбом джазового музыканта из Луизианы JON BATISTE оказался замеченным критиками в большей степени, чем слушателями. Внимания заслуживает интерес смешения джаза, соула с современными urban-ритмами (на альбоме встречаются даже аккуратные треповые hi-hat роллы). Получилось достаточно самобытно.

JON BATISTE «I Need You»

Впереди 2022. Смотрим, следим и слушаем. Всё как обычно!

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход