www.poezo.ru

Музыкальные итоги 2019

Андрей Копий

Андрей Копий

Ведущий рубрики «Нечто иное»

Год, завершающий очередное музыкальное десятилетие, подошёл к концу.

Любопытно, что в 2019 году несколько возрос интерес к аудиокассетам, как к носителю официальных музыкальных изданий и иногда, как к носителю для студийной записи. Ну, а виниловые пластинки стали ещё более значимой формой физически существующих записей: тиражи CD вновь уменьшились. Как и многолетняя тенденция на постоянно увеличивающуюся долю стриминга среди разных форм существования музыки и воспроизведения её слушателями. И ещё два факта, являющиеся следствием, что стриминг — это главная форма вопроизведения музыки в 2019 году: композиций всё больше, времени всё меньше, внимание слушателей завоёвывают более короткие композиции (добавляется ещё и влияние приложения TikTok); фонотека как таковая становится послностью зависимой от интернета и наличия связи, композиции покупаются меньше, чем раньше.
Кстати, о длительности песен. Самый значительный хит 2019 года в мировом масштабе LIL NAS X ft. BILLY RAY CYRUS «Old Town Road» длится всего 1:53. Да и продолжительность в 2–3 минуты сейчас встречается всё чаще. «Old Town Road» своей популярностью обязана не сколько сравнительному новаторству (всё-таки country rap или country trap явление новое, несмотря на то, что ритмический рисунок, характерный для trap, проник в country уже лет 5 назад и сейчас является мэйнстримом), сколько «вирусности» социальных сетей, YouTube и того же TikTok.

LIL NAS X ft. BILLY RAY CYRUS «Old Town Road»

В Великобритании наблюдается падение интереса к инди-року уже который год. Да и интересных альбомов в этом направлении совсем немного. Поэтому некоторые «компромиссные» по звучанию исполнители всё же находят путь к широкой аудитории. Шотландский автор и исполнитель LEWIS CAPALDI стал одним из открытий 2019 года благодаря балладе «Someone You Loved» и дебютному альбому «Divinely Uninspired to a Hellish Extent». Звучание далеко от рока, но всё же никакого trap’а, а главный инструмент — фортепиано (в качестве ближайшей аналогии вспоминаются некогда значимая группы KEANE).

LEWIS CAPALDI «Someone You Loved»


Среди других полноценных дебютантов 2019 года, выпустивших по полнометражному альбому, можно отметить британских реперов DAVE, SLOWTHAI, американских совершенно разных певиц SUMMER WALKER, LIZZO, CLAIRO.

DAVE «Professor X»

Возродившиеся группы: BAUHAUS, THE BLACK CROWES, HEART, ALPHABEAT, JONAS BROTHERS, McFLY, MY CHEMICAL ROMANCE, RAGE AGAINST THE MACHINE, SUPEGRASS и даже один концерт дали вместе ROXY MUSIC. Распались TOTO, SLAYER, BOYZONE, SPANDAU BALLET, THE CRANBERRIES, CASSIUS. Ушли из жизни Michel Legrand, James Ingram, Keith Flint (THE PRODIGY), Dick Dale, Scott Walker (THE WALKER BROTHERS), Ras G, Rick Ocaseck (THE CARS), Ginger Baker (CREAM), Marie Laforet, Fred Bongusto, Juice WRLD, Marie Fredriksson (ROXETTE)…

NICK CAVE & THE BAD SEEDS «Ghosteen» (album)

Из «ветеранских» альбомов особенно выделились BRUCE SPRINGSTEEN «Western Stars», американа, более обычного обращённая к «корням», и NICK CAVE & THE BAD SEEDS «Ghosteen», альбом поражающий масштабностью, текстурностью и музыкальностью в большей степени (эмбиентно-оркестровых и даже хоровых моментов здесь хватает), чем текстами, всё ещё личный (но не так как «Skeleton Tree») для Ника Кейва альбом, — просто несколько другой Ник Кейв. В ноябре вышел крайне камерный и минималистичный, практически spoken-word посмертный альбом LEONARD COHEN «Thanks For The Dance». И ещё: как всегда непростой для восприятия, но очень «многослойный» и многосмысловый альбом после 13-летнего перерыва группы TOOL «Fear Inoculum».

Среди «провалов» 2019: MADONNA «Madame X», LIAM PAYNE «LP1», KANYE WEST «Jesus Is King»…

Что же касается десяти лучших альбомов 2019 года, то вот они:

SOLANGE «When I Get Home». Четвёртый альбом SOLANGE KNOWLES ещё больше, чем предыдущий «A Seat At The Table» (2016) погружает слушателя в атмосферу самых интересных современных исканий соул-исполнителей, к которым относится и SOLANGE. Интересно, что альбом звучит консервативно и слегка «ретроградно», что видимо и являлось целью, никаких trap-элементов (без которых не обошлось в ещё одной очень сильной пластинке 2019 года JAMILA WOODS «Legacy! Legacy!»). Возрождение соула видится во вдохновении звучанием «мастеров» начала 1970-х, приём в более джазовую сторону. «When I Get Home», как и положено современному соул- или хип-хоп-альбому содержит немало интерлюдий, а также совместных работ с THE-DREAM, PLAYBOI CARTI, GUCCI MANE, SAMPHA…

SOLANGE «Things I Imagined»/"Down With The Clique»


ANGEL OLSEN «All Mirrors». Продолжительные инди-поп баллады, слушая которые даже не хочется относить из к какому-то конкретному направлению. Сильные и масштабные инструментальные партии, атмосферный вокал… И если многие из лучших альбомов инди-поп исполнителей с женским вокалом так или иначе напоминают KATE BUSH, то с ANGEL OLSEN этого не происходит. «All Mirrors» — ещё одна сильная пластинка в дискографии ANGEL OLSEN.

ANGEl OLSEN «Lark»

BILLIE EILISH «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?». Фактически дебютный альбом BILLIE EILISH оправдал все ожидания и стал одной из главных коммерческих сенсаций года. Типичный случай, когда вовремя полученные награды пробуждают интерес публики. Действительно, звучание BILLIE EILISH выделяется на общем поп-фоне и представляет собой некоторую альтернативу внутри самого инди-попа. Пожалуй, особого внимания заслуживает и вокальная манера BILLIE и аранжировки.

BILLIE EILISH «I Love You» (Live at the Greek Theatre)

THOM YORKE «ANIMA». Несмотря на то, что с 2000 года, когда RADIOHEAD и THOM YORKE резко свернули с традиционного пути инди-рок группы, пусть и позволяющей на тот момент умеренные эксперименты, обозначив через «Kid A» свои новые интересы и направление в котором можно бесконечно обогащать рок-музыку, да и собственно «стирание» жанровых границ благодаря инструментам саунд-дизайна и разрушению стереотипов, какие инструменты приняты для использования в тех или иных жанрах, — каждый новый альбом RADIOHEAD или Тома Йорка всё же остаётся небольшой неожиданостью, обозначающую очередную веху в саморазвитии музыкантов. Третий сольный альбом Тома Йорка «ANIMA» выглядит как работа автора, глубоко владеющего и вдохновлённого современными технологиями, которые в свою очередь позволяют многое. В результате, сопровождает ли Тома Йорка живая или засемплированная гитара, многослойные луперы или стереоэффекты,-- за этим видится Том Йорк, остающийся собой.

THOM YORKE «Last I Heard (…He Was Circling The Drain)»


BIG THIEF «U. F. O. F.». В 2019 году у алт-фолк квартета из Бруклина вышло 2 студийных альбома — «U. F. O. F.» и «Two Hands». Альбомы вполне соизмеримые, но всё же если выбирать лучший, то это «U. F. O. F.»: Характерный вокал Adrianne Lenker, винтажность фолк-звучания группы, неплохие тексты и запоминающиеся композиции «U. F. O. F.», «Cattails», «Century»…

BIG THIEF «U. F. O. F.» (Live at WFUV)


FKA TWIGS «Magdalene». Британская певица и автор Tahliah Debrett Barnett записала свой второй альбом «Magdalene». Несмотря на элементы соула, пластинка воспринимается больше, как инди-поп с нетривиальной электронной основой. Здесь есть место, как выразительному вокалу FKA TWIGS, так и интересным аранжировкам. Драматичность и тембровая тяжеловесность «Thousand Eyes», текстурность «Home With You», мелодическая яркость и умеренное «восьмидесятнинчество» и ассоциации с KATE BUSH, GOLDFRAPP и даже поздней ROBYN, трепперство в «Holy Terrain» (вместе с FUTURE), про каждый трек найдётся что сказать, но, как всегда, лучше послушать «от и до». Альбом не разочарует.

FKA TWIGS «Home With You»


TYLER, THE CREATOR «IGOR». Один из самых интересных репперов современности TYLER, THE CREATOR записал альбом отличных коллабораций, причём с достаточно разноплановым списком музыкантов: здесь и LIL UZI VERT, и SOLANGE, и «CHARLIE WILSON, и SANTIGOLD, и KANYE WEST, и SLOWTHAI, и PHARRELL WILLIAMS, и CEELO GREEN, и LA ROUX и даже… JACK WHITE. Джазовая составляющая прослеживается на протяжении всего альбома. В результате, в очередной раз TYLER, THE CREATOR выгодно выделяется на общем «одинаковом» фоне мэйнстримового хип-хопа.

TYLER, THE CREATOR «Earfquake»


WEYES BLOOD «Titanic Rising». Под вывеской WEYES BLOOD скрывается американская певица и автор Natalie Laura Mering. Её альбом «Titanic Rising» является достаточно типичным для 2019 года инди-поп альбомом, где большинство музыкантов стараются звучать, как в 1970-х или в 1980-х годах. И нужно отметить, WEYES BLOOD это удаётся. Несмотря на список ассоциаций, возникающих при прослушивании (вокал напоминает Karen Carpenter или Judy Collins, ритм секция «застряла» где-то в 1984-м, синтезаторные пады то эмбиентные, то оттуда же, года из 1984-го…), это один из самых красивых альбомов года, где каждая композиция не является «проходной», а нужна и соответсвует замыслу всего альбома. Сама Natalie Mering описывает свой альбом, как «смесь Enya и Bob Seger». С этим сложно не согласиться.

WEYES BLOOD «Andromeda» (live on KEXP)


LANA DEL REY «Norman F***ing Rockwell!». Самый эмоциональный и стильный альбом от LANA DEL REY. На альбоме всего одна кавер-версия композиции SUBLIME «Doin' Time».

LANA DEL REY «Norman F***ing Rockwell!»


VAMPIRE WEEKEND «Father Of The Bride». Альбом, состоящий из 21 композиции, напоминает собрание идей и торжество позитивных манер VAMPIRE WEEKEND. Здесь хоть и сохранились столь отличающее группу, начиная с их дебюта, стремления к африканским ритмам, но, как всегда это выглядит, как интерпретация в духе Пола Саймона. Пожалуй, как альбом «Father Of The Bride» — самая цельная работа группы. А присутствие на некоторых треках приглашённых Дэниэла Хейма и Стива Лейси пошло на пользу. Ну и если отбросить присутствие autotune в одном месте и некоторых современных тембров, то ощущение времени теряется. Но именно ощущение современности.

VAMPIRE WEEKEND «Harmony Hall»

Впереди новое музыкальное десятилетие. Эволюция и естественный отбор продолжаются…

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход