www.poezo.ru

Олимпиада, посвящённая 85-летию со дня рождения А. Караманова

Юлия Заболотских

Юлия Заболотских

Преподаватель

Имя А. Караманова теперь известно во всем мире, но были долгие десятилетия напряженной работы композитора без возможности услышать свои произведения в исполнении симфонического оркестра, без отклика со стороны публики. Однако в родном городе Симферополе, в маленькой квартирке композитора собирался узкий круг друзей, единомышленников, ценителей его искусства. Автору этой работы посчастливилось учиться у одного из них, М. Валита, преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Симферопольского музыкального училища имени П. И. Чайковского. Будучи не только теоретиком-педагогом, но и музыковедом, композитором, М. Валит очень точно подметил: «иному может показаться, что под фамилией Караманов работает целая группа композиторов, среди которых есть создатели религиозно-философских мистерий…ярые модернисты, симфонисты, джазисты, песенники итд…»

Это действительно так. С одной стороны, часть его музыки доступна только профессионально подготовленному слушателю, с другой — каждый крымский школьник знает Алемдара Караманова как автора гимна Крыма. С одной стороны великие режиссеры XX века М. Ромм и А. Тарковский слышали в музыке А. Караманова нечто созвучное их кинодраматургии, с другой — малыши с первого класса ДМШ с удовольствием играют детские пьесы композитора.

Жанровый и образный диапазон искусства Алемдара Караманова очень широк. Поэтому для приобщения к миру Караманова есть много путей: через исполнительство (в Симферополе регулярно проводится Международный конкурс молодых пианистов имени Алемдара Караманова), через очень детальное изучение его наследия (в последние годы появилось много диссертаций по творчеству А. Караманова)… Мы, преподаватели музыкально-теоретических дисциплин ДМШ города Симферополя, знакомим учеников с музыкой и личностью нашего выдающегося современника и земляка, в частности, при подготовке к ежегодным олимпиадам, которые проводятся на базе СДМШ №2 им.А. Караманова. С одной из таких олимпиад, юбилейной, подготовленной к 85-летию со дня рождения композитора, мы хотим познакомить коллег, пользователей и подписчиков издания «Музыка в заметках». Задания дополнялись викториной, как необходимой частью любой музыкально-теоретической олимпиады.

Ниже приводятся примеры заданий, которые давались на олимпиаде. Полностью материал Олимпиады дан в прикреплённлом PDF-файле.

Задание 3

Отметьте (+) фамилии тех педагогов Московской консерватории, которые значительно повлияли на творчество молодого А. Караманова? (5 фамилий).

Задание 5

«Повторяющиеся названия»

а) Звучит музыкальный фрагмент сначала А. Караманова, затем В. Моцарта. Прозвучали музыкальные фрагменты с одинаковыми названиями.

В. Моцарт, Дж.Верди, Г. Берлиоз, А. Брукнер, А. Дворжак, И. Стравинский, Б. Бриттен, А. Караманов и многие другие обращались к жанру, в котором части целого расположены по общему каноническому плану, а именно: «Kyrie elision», «Sanctus», «Agnus die» …
О каком жанре идет речь? _____________________________

б) Музыкальные интерпретации одного поэтического текста создали Ш. Гуно (на основе прелюдии И. С. Баха), Дж. Верди, Ф. Лист, К. Сен-Санс, Ф. Шуберт. У А. Караманова есть даже 2 произведения с одним названием (фортепианный концерт и фортепианная пьеса), навеянные тем же образом, который вдохновлял его великих предшественников. О каком поэтическом тексте идет речь? ___________________________________________________

в) Инструментальный цикл А. Вивальди, фортепианный цикл П. Чайковского, оратория Й. Гайдна, вокальный цикл В. Гаврилина и хоровой цикл a cappela А. Караманова имеют общее название. Какое?

___________________________________________________

Задание 7

«Поэзия в жизни А. Караманова»

Установите связи между стихотворным фрагментом и биографическим (или творческим фактом из жизни А. Караманова).

__

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Добавить комментарий