www.poezo.ru

«Занимательное сольфеджио». Материалы школьной олимпиады

Елена Мулюн

Елена Мулюн

Преподаватель

В педагогической литературе последних лет всё чаще встречается мысль о создании так называемой конкурентной учебной среды для формирования и воспитания конкурентоспособности у подрастающего поколения. Как один из способов создания такой среды педагоги начального, среднего и высшего звеньев активно используют разного рода конкурсы, фестивали, олимпиады по ведущим дисциплинам, где обучающимся предоставляется возможность максимально раскрыть свой учебный, творческий и личностный потенциал. Это в полной мере касается и учреждений дополнительного образования, в частности ДМШ и ДШИ.

Олимпиада по теоретическим дисциплинам, как одна из форм соревнования между учащимися, достаточно успешно зарекомендовала себя на протяжении многих лет. Для педагога это достаточно эффективный способ решить сразу несколько педагогических задач: повторить материал в рамках учебной программы и шире этих рамок, стимулировать учеников к самостоятельным занятиям, поддерживать интерес к изучаемому предмету. Сама форма проведения олимпиады достаточно гибкая. Она предусматривает множество вариантов и требует от педагога творческого подхода к формированию требований и заданий с учётом возраста и уровня подготовки участников.

Цикл теоретических дисциплин в музыкальной школе занимает особое место. При этом зачастую он бывает недооценён преподавателями специальных дисциплин. Задача педагога-теоретика разъяснить коллегам важность теоретических дисциплин, организовав их преподавание таким образом, чтобы коллеги в той или иной степени были вовлечены в процесс обучения. Олимпиада как особая форма соревнования и проверки знаний идеально соответствует такому творческому союзу.

Предмет «сольфеджио» сложен для детей ввиду некоторой оторванности от живой музыки, множеству правил, понятий, построений интервалов и аккордов, слуховых упражнений. Поэтому педагогам-теоретикам необходимо искать способы, стимулирующие более заинтересованное отношение детей к дисциплине. Конечно, на каждом групповом уроке целесообразно использовать соревновательные моменты, поощрять инициативу, побуждать учащихся к творчеству. Но особенно эффективно творческую состязательную активность учащихся помогают развивать школьные олимпиады. Именно в подобных олимпиадах возможно участие максимального количества детей, что очень важно.

Цель нашей олимпиады — достичь повышения качества знаний и навыков учащихся путём пробуждения заинтересованности детей подготовкой к соревновательному мероприятию, выявить наиболее перспективных учеников для участия в других олимпиадах.

Тема: «Занимательное сольфеджио» сознательно взята, как возможность репетиции к аналогичному конкурсу — областной олимпиаде с тем же названием. Данная олимпиада предполагает командное состязание. Каждый педагог школы и её филиалов может сформировать по несколько команд из 2–3-х человек.

Задания олимпиады предназначены для того, чтобы определить уровень теоретической подготовки, понять, каковы слуховые навыки, творческие способности и общая музыкальная эрудиция учащихся, развить быстроту реакции и способность детей справляться с нетрадиционными формами работы.

Теоретические знания очень важны для практических навыков, поэтому первые четыре задания посвящены именно этому аспекту.

Первое задание направлено на проверку владения буквенными обозначениями тональностей и ключевых знаков в них, второе — на построение обращений трезвучий.

В третьем задании предлагается дописать недостающие знаки альтерации, чтобы получились доминантовый септаккорд и его обращения, определить тональности, в которых могут встретиться эти аккорды, разрешить в мажоре. В четвёртом — ученики должны выстроить цепочку интервалов от звука по указанной схеме вверх и вниз.

Пятое задание — это форма занимательного диктанта: в уже записанной мелодии предлагается оформить ритмический рисунок, проставить музыкальный размер и тактовые черты. Мелодия исполняется в аудио записи несколько раз (Ф. Лист. Тема из 6-ой «Венгерской рапсодии» — 8 тактов). В шестом задании учащиеся должны исправить ошибки в нотной записи звучащей мелодии (Ф. Шуберт «Вечерняя серенада»).

Применить теоретические и слуховые навыки ученики могут в седьмом задании, выбрав правильные аккорды для аккомпанемента к песне (В. Шаинский «Антошка»).

Восьмое задание — это кроссворд, в котором десять пунктов, включающие вопросы по музыкальной литературе и теории музыки.

Таким образом, предлагаемые задания охватывают все основные виды деятельности учащихся по предмету «сольфеджио», что является как способом проверки знаний, так и вариантом тренировки к олимпиадам более высокого уровня.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход