Пушкинские образы в музыке. Материалы олимпиады по музыкальной литературе. Задания 9, 11
Пушкинские образы в русской музыке — неисчерпаемая тема разного рода фестивалей, конкурсов, олимпиад для учащихся разного возраста. Не остались в стороне и педагоги ДШИ №2 г. Дзержинска Нижегородской области, которые очередную олимпиаду по музыкальной литературе посвятили отражению пушкинского творчества в музыке.
Любой музыкант находит в творчестве поэта свои темы, свои, близкие ему образы, определённый поэтический настрой. Свидетельство тому — богатейшее наследие русских композиторов разных эпох, обращавшихся к творчеству А. Пушкина.
Конкурсная тема «Пушкинские образы в музыке» может быть представлена очень разнообразно, с охватом ведущих музыкальных жанров, с множеством разнохарактерных интересных заданий и безусловно будет полезной для обучающихся на разных этапах музыкального и общего образования.
Мы предлагаем вниманию коллег фрагменты межрегиональной пушкинской олимпиады для старших классов ДМШ и ДШИ.
Первые задания даны на странице «Пушкинские образы в музыке. Материалы олимпиады по музыкальной литературе».
«Пушкинские образы в музыке. Материалы олимпиады по музыкальной литературе. Задания 5 и 7»
«Пушкинские образы в музыке. Материалы олимпиады по музыкальной литературе. Задания 8 и 9»
Угадайте персонаж по описанию:
1. Характерная черта ее образа — романтическая мечтательность. Тембр голоса — лирическое сопрано. Это главный образ произведения, уже во вступлении звучит ее лейттема — элегическая секвенция, которую называют темой поэтических грёз героини. Музыкальные характеристики героини обладают особой мелодической выразительностью. Истоки её интонационной характеристики часто близки лирической песне-романсу XIX века. Есть лейттональности: до-диез минор — связанная с линией драматических переживаний героини, ре-бемоль мажор — с темой любви.
____________________________________________________________________
2. Образ обаятельный, грациозный, игривый, жизнерадостный. Вокальная партия героини, написанная для лёгкого колоратурного сопрано, виртуозна и насыщена многочисленными руладами и украшениями (мелизматикой). И при этом нередко это блестящее бельканто в музыкальных характеристиках героини сочетается с мелодикой русского городского бытового романса. Связь с интонациями народной песни и романса подчёркивает истинно русский характер образа. В процессе развития сюжета героиня обнаруживает такие качества, как душевную стойкость, волю и мужество, верность в любви вопреки всем испытаниям.
____________________________________________________________________
3. Эта героиня — цельная и глубокая натура, она принесла в жертву любви свою жизнь. В первой сольной характеристике раскрывается душа молодой девушки, с ее мечтами о счастье. Ее монолог — замечательный образец симфонического ноктюрна — раскрывает поэтический облик героини. Прекрасная, полная трепета юной души мелодия, как бы всплывающая на фоне волнообразных пассажей оркестра, растущая и ширящаяся по мере роста любовных чувств, выражается с огромной жизненной силой страсть, охватившую героиню. Постепенно образ приобретает трагические черты.
_____________________________________________________________________
4. Главная героиня оперы в первом действии предстает как нежная, любящая девушка. В одном из первых ариозо трехдольный ритм и гитарная фактура аккомпанемента, мягкая, певучая мелодия (фа-минор) близки жанру городского лирического романса. Наряду с мелодией романсного типа, близкой к бытовым интонациям, в характеристике героини используется яркий драматический речитатив. Образ претерпевает сильную эволюцию: нежная, страдающая девушка превращается в холодный, мстительный фантастический персонаж владычицы подводного царства.
______________________________________________________________________
«Я помню…». Восстановите пушкинский текст: допишите недостающие строки:
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.