www.poezo.ru

«Музыка и театр». Материалы олимпиады по музыкальной литературе. По страницам истории

Татьяна Йовенко

Татьяна Йовенко

Зав. отделением теории и эстетики, преподаватель

Наталья Васильева

Наталья Васильева

Кандидат искусствоведения, преподаватель

Вера Шайдурова

Вера Шайдурова

Преподаватель

Екатерина Сирцова

Екатерина Сирцова

Преподаватель

Долгий, тернистый путь был уготован историей человечества искусству музыки и театра ­путь от синкретических форм обрядового действа первобытного общества до высших форм музыкально-сценического искусства современности.

1. Древняя Греция.

Мифологические Музы — помощницы Аполлона, жившие, как считали греки, на вершинах священных гор, у светлых источников были покровительницами пения и театра, поэзии и прозы, истории и астрономии богинями искусств и наук.

1 а. Назовите имя Музы:

♦ лирической поэзии и музыки — ________________________

трагедии — ________________________

комедии — ________________________

♦ танца — ________________________

Древняя Греция родина европейского театра. Первые постановки греческих трагедий проходили в амфитеатре у подножия афинского Акрополя в театре Диониса.

1 б. Назовите три основных части древнегреческого театра:

♦ Круглая площадка для выступления актёров ____________________

Места для зрителей в амфитеатре — ____________________

♦ Деревянная постройка, где первоначально помещался алтарь Диониса — _____________________

Важным элементом греческой трагедии помимо игры актёров был коллективный участник спектакля, который распевал стихи, оправдывая или осуждая героя, комментировал ход действия.

1 в. Назовите коллективного героя древнегреческой трагедии — ___________________________

2. Эпоха Возрождения.

В эпоху Возрождения в Италии закладываются основы нового гуманистического театра комедия, трагедия, пастораль.

2 а. Назовите вид итальянского импровизационного, уличного театра XVI-XVII в., сочетавшего в себе черты весёлого карнавала, народного фарса, «учёной комедии», сыгранной на буффонный лад бродячими лицедеями.

______________________________________________________________________

В представлениях этого театра звучал оркестр, состоявший из труб, гитар и барабанов. Он сопровождал номера Арлекино и лаццы (буффонные сценки).

2 б. Назовите имена других героев итальянской комедии масок:

_______________________________________________________________________

2 в. Назовите жанр сказочной комедии «Любовь к трём апельсинам», созданный Карло Гоцци, в которой он высмеивает бытовые комедии его современников — драматургов (Карло Гольдони и Пьетро Кьяри).

______________________________________

3. Италия. Флоренция.

Писатели, художники, музыканты творческого содружества любителей искусства под названием «камерата» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединив в одном представлении драму, музыку и танец.

Первый публичный спектакль в жанре музыкальной драмы был дан в 1600 г. во Флоренции. Создателями «Сказания о музыке» об Орфее и Эвридике были драматург О. Ринуччини и музыкант, певец и актёр Якопо Пери.

3 а. Как сейчас называется этот жанр музыкально-театральной постановки? ________________________________

3 б. Укажите жанр оперы и литературный источник.

Жанры: лирические сцены, большая опера, зингшпиль, мюзикл, небылицы в лицах, весенняя сказка, опера-сатира, водевиль, музыкальная драма, опера-сказка, комическая опера с чертами оперы-буффа и оперы-феерии.

4. Франция. Балет.

Термин балет впервые появился в Италии в конце XVI в., а свое развитие этот жанр получил во Франции. Постепенно балет отделился от оперы и стал самостоятельным искусством. Во времена правления Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия.

4 а. Какое знаменитое прозвище получил Людовик XIV после исполнения главной роли в «Балете ночи» на музыку Люлли?

________________________________

4 б. Назовите имя французского хореографа, основателя русской хореографической школы, поставившего знаменитую триаду балетов П. Чайковского, где музыка перестала быть простым аккомпанементом к танцу.

________________________________

4 в. Впишите фамилии.

♦ Антрепренёр, организатор «Русских сезонов» в Париже _____________________________________________________

♦ Первый постановщик балета «Петрушка» И. Стравинского выдающийся балетмейстер — новатор — _________________

♦ Знаменитый русский танцор, первый исполнитель роли Петрушки ___________________________________________

♦ Русская балерина начала XX в., первая исполнительница композиции «Умирающий лебедь» Сен-Санса — ____________

♦ Русская балерина, первая исполнительница роли Балерины в балете «Петрушка» — ______________________________

♦ Автор сценария и художник «Петрушки» — ________________________________________________________________

♦ Первая исполнительница роли Джульетты в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» — _________________________

♦ Первый постановщик балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» — ____________________________________________

♦ Кубинский балетмейстер, поставивший балет «Кармен-сюита» на музыку Р. Щедрина ______________________________

5. Музыка в драматическом театре.

Музыка в драматических спектаклях помогает раскрытию художественного замысла и создает особое настроение, усиливает чувства зрителей, вызывая то смех, то слёзы. Музыка необходимая часть таких спектаклей. В сочетании с другими средствами она воссоздает национальный, исторический колорит, углубляет характеристики персонажей.

5 а. Ответьте на вопросы:

♦ Маленький эльф — проказник, персонаж комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» — ___________________________

♦ Название части «Гоголь-сюиты», в которой звучит фуга на тему В. Моцарта — ___________________________________

♦ Дирижёр, первый исполнитель «Гоголь-сюиты», составитель номеров — ________________________________________

♦ Главный герой спектакля «Ревизская сказка» — ____________________________________________________________

♦ Приём комедийного заострения и преувеличения (например, в музыке А. Шнитке и С. Прокофьева) — _______________

♦ Приём намеренного объединения в одном произведении разнородных музыкальных стилей, характерный для творчества А. Шнитке ________________________

♦ Норвежский драматург, автор пьесы «Пер Гюнт» — __________________________________________________________

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход