Оперы русских композиторов XIX века. Материалы олимпиады
Олимпиады разных уровней в современной школе — одна из самых распространенных форм внеклассной работы. Олимпиада, которая проводится среди учащихся одной школы, может быть отборочным туром для выхода на областной или иной уровень, если заранее поставлена такая цель, или самостоятельным мероприятием, целью которого является повышение уровня знаний учащихся, расширение их кругозора. Кроме этого, подготовки к такого рода конкурсам дают дополнительный стимул и для повторения изученного материала, и для расширения рамок школьной программы и привлечения дополнительных сведений.
Коллегам предлагаются материалы школьной олимпиады, подготовленной и проведенной среди учащихся выпускных классов. Тема олимпиады — «Оперы русских композиторов 19 века». Задания олимпиады состоят из двух разделов. Первый раздел — тестовый. Здесь основной задачей стало выявление знаний фактического материала, связанного с жанрами, действующими лицами, содержанием изучаемых опер. Кроме того, последнее задание предполагает написание небольшого сочинения-рассуждения. Второй раздел — викторины. Первое задание раздела — узнать по картинке персонажа или сцену из оперы. Второе задание — это три блока аудиовикторин. Ниже приводится пример одного из заданий тестовой части олимпиады.
О каких операх идет речь в этих высказываниях? Напишите название оперы и фамилию композитора, ее автора.
1. «Чисто речитативный стиль мне был не по нутру и не по характеру. Меня тянет к пению, кантилене, а не к речитативу, хотя, по отзывам знающих людей, я последним владею недурно. Кроме того, меня тянет к формам более законченным, более круглым, более широким. Самая манера третировать оперный материал — другая. По-моему, в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места, все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко и по возможности практично в исполнении. Голоса должны быть на первом плане, оркестр — на втором. Насколько мне удастся осуществить мои стремления — в этом я не судья, конечно, но по направлению опера моя будет ближе к «Руслану», чем к «Каменному гостю», за это могу поручиться». — _______________________________________________________
2. «Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все». — ______________________________________________________
3. «В ответ на свое пантеистически-языческое настроение я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества…Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» — заповедным лесом; голая Копытецкая горка — Ярилиной горою; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, — как бы голосами леших или других чудовищ». — _______________________________________________________
4. «…как бы по волшебному действию, — вспоминал композитор — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей». — _____________________________________________________
5. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, — писал композитор. — Это моя задача. Я попытался решить ее в опере». — ______________________________________________
6. «Четвертого мая, в бенефис г-жи Булаховой, шла новая русская опера. Наконец-то дождались мы опять чего-нибудь своего на русской оперной сцене… Как же не приветствовать радостно большой четырехактной оперы, написанной на бесподобный поэтический текст Пушкина, написанной в самостоятельном характере русской оперной школы, то есть такой, которой основание положено в двух операх М. И. Глинки» — ______________________________________________________
ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИТЕ НА СТРАНИЦАХ Оперы русских композиторов. Материалы олимпиады. Викторина. Задание 1 и Оперы русских композаторов. Материалы олимпиады. Викторина. Задание 2
Ниже приводится полный текст заданий.
Г. Сметанина. Оперы русских композиторов XIX века
Материалы олимпиады
PDF, ≈1 МБ
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.