www.poezo.ru

В. П. Середа. Мастер-класс по сольфеджио в ДМШ имени В. Шебалина

Валентин Середа

Валентин Середа

Музыковед, преподаватель

От редакции.

Валентин Павлович Середа — известный музыковед-теоретик, воспитавший многие поколения музыкантов, автор нескольких учебников для ДМШ и музыкального училища по сольфеджио и теории музыки, теоретических исследований и методических пособий, с 1985 года — Заслуженный работник культуры РФ. В разное время преподавал в Московской консерватории (1964–1975), Государственном музыкальном училище (колледже) им. Гнесиных (1964–2010), ДМШ им. Блажевича, а также в созданной совместно с коллегами музыкальной школе «Лад», существовавшей в течение 15 лет в рамках училища им. Гнесиных.

В настоящее время Валентин Павлович продолжает работать в качестве педагога теоретических дисциплин в Центре музыкального развития «Лад», а также проводит мастер-классы по интегральной методике теоретических дисциплин в ДМШ Москвы, Подмосковья и других городов России. Один из таких мастер-классов предлагается вниманию коллег.

Тема: МЕЛОДИЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО:

  1. В чём главное отличие музыки от других видов искусства.
  2. Из каких элементов состоит музыкальный язык. Какой из элементов главный, и почему.

NB: (внимательно прочитайте и задайте ваши вопросы)

  • Сольмизация — проговаривание нот в точном ритме, с тактированием. Важно выбрать для тактирования удобную длительность.
  • Цезура (в переводе с итальянского — «рассечение») — граница между фразами (тематическими элементами).

Признаки цезуры:

а) Повторность мелодического рисунка.

б) Точка покоя (начало последней тональной функции во фразе);

В мелодии столько фраз, сколько точек покоя.

NB: Роль тональных функций в организации движения в музыке:

  • Тоника — передаёт состояние покоя;
  • Доминанта — состояние движения к тонике (главной или местной);
  • Субдоминанта — движение от тоники.

NB: Сильная доля такта возникает при смене тональной функции.

ЗАДАНИЕ №1. Просольмизируйте мелодии примеров 1–5. Определите тональность, размер, отметьте лигами границы фраз, обозначьте сюжет мелодии, отметьте точки покоя:

ЗАДАНИЕ №2 для команд:

1) Определите, из каких элементов состоит мелодический рисунок. Нарисуйте на бумаге или жестами рук мелодию примеров 1 — 5.

2) Что такое «вес» тактов. Чем такты лёгкие отличаются от тактов тяжёлых. Укажите в мелодиях такты лёгкие и тяжёлые.

ЗАДАНИЕ №3 для команд:

В примерах №1, 2, 3 и 4 определите размер, тональность и  сюжет. Обозначьте фразы заглавными кириллическими буквами (А, Б, В, Г), а составляющие их мотивы — строчными латинскими (k, l, m, n).

В примерах 6 — 10 найдите канон, определите количество голосов и момент их вступления.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (для желающих): К мелодиям примеров 1 — 4 (на выбор) подобрать бас, соблюдая условия:

  • С помощью выбора функций добиться разницы движения в лёгких и тяжёлых тактах.
  • В каденциях бас должен стоять на основных тонах аккордов.
  • Сберегать (не брать заранее) каденционные басы.
  • Использовать в басу, где возможно, интонации мелодии.

КОММЕНТАРИЙ ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ МАСТЕР-КЛАССА

Встреча с учениками ДМШ Южного округа г. Москвы — первая из четырёх запланированных на первое полугодие. В прошлом учебном году тема «Мелодия» уже давалась ученикам ДМШ им. Шебалина (материал есть на персональном сайте). Присутствовавшие там педагоги ДМШ сумели на занятиях применить некоторые из усвоенных приёмов, поэтому работа на этот раз пошла более активно, ученики проявляли большую заинтересованность и понимание.

Наибольшие трудности вызвали вопросы об отличии музыки от других видов искусства. По-видимому, преподаватели сольфеджио не всегда привлекают внимание учеников к этой самой важной особенности музыки, без которой невозможно добиться музыкальности в пении мелодий и других материалов на уроках сольфеджио, и невозможно связать сольфеджийные навыки с практикой занятий в классе специальности.

В программе по сольфеджио для ДМШ отсутствует представление о тональных функциях и их роли в организации движения. Дети знают, где стоят тоника, доминанта и субдоминанта, но не понимают, как они работают. Большинство детей определяют тональность «по ключевым знакам и по последней ноте», а не по реальному процессу в живой музыке, о постоянно меняющихся точках покоя, о чередовании лёгких (наполненных движением) тактов и тяжелых (приводящих к покою).

Сольмизация – решающий навык, помогающий детям понять тональные функции как основу движения в мелодии.

Второй вопрос, вызвавший затруднения — представление о сюжете мелодии как о логически связанной последовательности тематических элементов, что отличает полноценную мелодию от случайного набора интонаций, организованных лишь размером и тональностью.

Форма проведения мастер-класса в виде работы в командах в значительной степени помогла детям разобраться в поставленных задачах и усвоить многое, о чём говорилось на занятии, отвлекла от привычки угадывать нужный ответ по выражению лица педагога и доставила им много радости и удовольствия.

Валентин Павлович Середа проводит для всех желающих УРОКИ ПО СКАЙПУ (Skype) для подготовки к поступлению

в музыкальные колледжи и вузы по сольфеджио, элементарной теории музыки и гармонии.

Обращаться по телефону +7 962 360 81 79

_____________________________________

Издание «Музыка в заметках» рекомендует книгу В. П. Середы «Дорога к музыке. Повесть о детстве и юности», которая вышла в издательстве Ridero. Автор, чьё детство пришлось на тяжелые годы войны и послевоенное время, рассказывает о впечатлениях своей непростой жизни, о встречах с разными педагогами и попытках осмысления их педагогики, об интуитивном поиске своего собсвенного пути в музыке. Здесь вы найдёте также размышления об укоренившейся системе преподавания сольфеджио и способах преодоления её недостатков.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.