www.poezo.ru

Е. Н. Нестерова. Работа над интервалами. Урок сольфеджио в 3 классе хорового отделения.

Елена Нестерова

Елена Нестерова

Преподаватель

Цель урока: показать коллегам разнообразные методы работы над развитием музыкального мышления учащихся.

Задачи урока:

— развивитие способности осознавать услышанное, делать сравнения, дифференцировать материал;
— эмоциональное исполнение разбираемых произведений;
— работа над чистотой интонирования интервалов;
— закрепление навыков дирижирования.

ПЛАН УРОКА:

Разминка:
1. Пение вводного тона ко всем ступеням (используем неозвученные клавиатуры).
2. Пение восходящих и нисходящих Ч4 вверх (с тонико-доминантовой поддержкой).
3. Повторение песенок-правил о строении мажорных и минорных гамм.
4. Пение гамм в нисходящем движении с проговариванием соответствующих знаков (РЕ мажор,
МИ бемоль мажор).
5. В данных тональностях интонируются наиболее часто используемые разрешения в тонику.

Основная часть урока:

1. Определение на слух интервалов (интонируем терции и сексты).
2. Разбираем номера из сборника В. В. Кирюшина (интонирование терций и секст).
3. Исполнение номеров под фонограмму.
4. Слуховой анализ (отрывки из произведений, изучаемых в классе фортепиано).
5. Исполнение разучиваемых песен: «Коза», «Игуанодон», «Круговорот» из сборника «Там, где песня живет» Нестеровой Е. Н.
6. Проработка ритмических особенностей нового номера с целью продолжения работы над ним на следующем уроке.

Заключительная часть урока:

Исполнение разучиваемого музыкального материала по желанию учеников, домашнее задание.

ХОД УРОКА:

Разминка. Открыв папку с пособиями на нужной странице, учащиеся начинают работать. Нужно не только пропеть, но и сыграть на неозвученной клавиатуре предложенные мелодические обороты. Попутно выясняется количество знаков в данной тональности, выясняется, где находятся малые секунды. Исполняются наиболее часто встречающиеся интонационные обороты с разрешением в тонику: 2–1, 3–2–1, 4–3–1, 4–5–1, 7–1, 6–7–1, 6–5–1, 5–1. Для развития музыкального слуха и памяти на каждом уроке выбирается определенный тон и в любой момент группа пробует воспроизвести выбранный тон голосом.

Анализируются номера из сборников В. В. Кирюшина (интонирование терций, интонирование секст).
— УЧИТЕЛЬ: «В каждом такте спрятался интервал, который хочет найти свой лад и свою ЦАРИЦУ — ТОНИКУ».
Потактовый анализ номеров. Исполнение под фонограмму. Повторение количества знаков в тональностях, уже знакомых учащимся.

— УЧИТЕЛЬ: «Ребята, дома вы приготовили отрывки из произведений, которые разучиваете в классе фортепиано, где надо было найти те или иные интервалы. Играем по очереди». Ученики исполняют цепочки интервалов и отрывки произведений из программы по фортепиано. Остальные анализируют и определяют на слух интервалы.

— УЧИТЕЛЬ: «На прошлых занятиях мы разучивали песни «Круговорот», «Коза», «Игуанодон».(Сборник Е. Нестеровой «Там, где песня живет»). Находим в тексте песен знакомые интервалы. Анализируем особенности звучания, создающие определенные музыкальные образы. Исполняем песни. В песне «Круговорот» лейтмотив капелек исполняем на два голоса.

— УЧИТЕЛЬ: «Откроем сборник для предварительного разбора номера, который будем петь на следующем уроке». Анализ ритмических особенностей, чтение ритмослогами с тактированием, сольмизация с дирижированием.
После выполнения каждого задания за хорошо выполненную работу ученики получают поощрительные знаки: счетные палочки, цветные фигурки и т.д. Лидером становится тот, кто соберет самое большое количество поощрительных знаков.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Исполнение ранее изученного музыкального материала по желанию учащихся: фрагментов музыкальной сказки М. Красева «Муха — Цокотуха».

Таким образом, урок включал в себя разные формы работы, направленные на закрепление теоретического материала, на развитие слуха и образного мышления, на отрабатывание навыков чистого интонирования. В ходе урока использовалась музыка авторского сборника педагога и фрагменты музыкальной сказки М. Красева, которая готовится к постановке.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход