www.poezo.ru

Тембровое сольфеджио. Мастер-класс Т. А. Литвиновой в ССМШ при Санкт-Петербургской консерватории.

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

Публикацией фрагментов мастер-классов по тембровому сольфеджио я бы хотела ответить на многочисленные обращения моих коллег с просьбой подробнее рассказать о конкретных формах работы по развитию тембрового слуха с использованием учебного пособия «Тембровое сольфеджио».

На среднем этапе обучения тембровое сольфеджио предполагает включение в слуховое освоение более широкого круга тембров инструментов симфонического оркестра, сочетаний тембров в различных регистровых и фактурных соотношениях, запись мелодий в высоком и низком регистрах, слуховой гармонический анализ аккордов в оркестровом звучании.

Кроме всем известного тембрового диктанта я рекомендую использовать тембровый слуховой анализ, в первую очередь потому, что зафиксировать особенности звучания трудно. Внимание при этом направляется на различные аспекты, в том числе на взаимодействие различных выразительных средств: звуковысотности, ритма, тембра, регистра, артикуляции, фактуры, динамики.

В процессе такого анализа также могут быть выявлены тембро-жанровые связи, отражающие ассоциации медных духовых и ударных инструментов с маршевостью, деревянных духовых — с пасторальностью и др.

Редко, когда выразительность инструментального тембра используется без связи с другими компонентами музыкального языка. Выявление такого комплекса позволяет определить традиционные выразительные средства для создания характерных образных сфер: воинственности, сказочности, ориентальности и др. На предлагаемом Вашему вниманию мастер-классе анализируется тема «вражды» из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» — одна из так называемых тем «злых сил». Целенаправленно ориентирую не только на констатацию тембровых, регистровых, фактурных, артикуляционных характеристик, но и на выявление их содержательности. Полностью разделяю мысль о том, что музыкальный слух развивается только в процессе восприятия музыки как содержательного искусства.

На мастер-классе в ССМШ при Санкт-Петербургской консерватории мы также анализировали сочетания инструментальных тембров по тембровому, артикуляционному, регистровому сходству или контрасту. Предлагалось учитывать также динамический баланс этих сочетаний, а также стилевую принадлежность. Другой принцип сочетаемости — по степени слияния тембров, предполагающий или превалирование одного из них, или одинаково ясное различение каждого, или образование нового, «результирующего» тембра. Это задание достаточно сложное, подходящее как для среднего, так и для высшего этапа обучения.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход