www.poezo.ru

Линия жизни и творчества Алемдара Караманова. «Совершишася»

Светлана Черевань

Светлана Черевань

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки
Челябинского государственного института культуры

На него возлагали большие надежды, ему прочили большое будущее. Еще в период обучения в Московской консерватории (1953–1958) его дар отметил Дмитрий Шостакович: «Это интересный и оригинальный талант, и его своеобразие нельзя не заметить даже в студенческих работах». Тихон Хренников, занимавшийся с композитором в аспирантуре, впоследствии называя его одним из самых талантливых композиторов Советского Союза, говорил, что «всегда восхищался его сочинениями, яркими, индивидуально очерченными».

И что в итоге произошло во второй половине XX века? Незаслуженное забвение, сочинение «в стол», скромная и аскетичная внешняя жизнь, полная драматизма, насыщенной внутренней работы, напряженного творческого процесса: «…я работаю, делаю эскизы к ещё одной симфонии по Апокалипсису, но у меня сейчас нет возможности заниматься этим, я живу в тяжелейших материальных условиях, фактически не имея средств к существованию…» — А. Караманов. Интервью журналисту радиостанции «Эхо Москвы» Е. Дудину (1994).

Прав был Альфред Шнитке, сокурсник композитора, неоднократно называющий его композитором не просто одаренным, а гениальным, считающий, что «его имя совершенно незаслуженно выпало из внимания». Тем не менее, в конце 90-х интерес к творчеству композитора возродился, постепенно пришло понимание масштаба творческой личности.

У каждого из нас есть библиотека и фонотека, которые мы любовно собираем в течение жизни. Сегодня, когда перебирала в очередной раз книги и диски, моё внимание привлёк дорогой сердцу подарок — диск Алемдара Караманова. И вновь перед глазами возникли воспоминания о XXI музыкальном фестивале им. Л. Собинова. Май 2008, Саратов, Волга, каштаны и завораживающая, гениальная музыка Алемдара Караманова (1934–2007), которого всем нам ещё предстоит шаг за шагом открывать заново.

Мне посчастливилось побывать в Саратове на Российской премьере в качестве участника школы-семинара молодых оперных критиков России. На сцене академического театра оперы и балета прозвучал Симфонический цикл «Совершишася» Алемдара Караманова под управлением Юрия Кочнева. Симфоническое Евангелие в 10 частях для солистов, хора и оркестра грандиозно открывало программу XXI Собиновского фестиваля. Рукопись сочинения, созданного в 1965–1966 годах, сорок с лишним лет ждала своего часа…Слушая в зале театра незнакомую, но ставшую сразу очень близкой и дорогой музыку, задаёшься вопросом: почему о А. Караманове мало говорят, преимущественно в связи с упоминанием в последние десятилетия направления «musica nova sacra» — «Новой сакральной музыки»?

Чем глубже проникаешь в историю жизни Алемдара Караманова, автора 24-х (!) симфоний, тем больше удивляет его продолжительное забвение при жизни, впрочем, вполне объяснимое с позиций идеологии советского периода. Композитор ощущал свое жизненное предназначение в воплощении Божественной темы в музыке. «Религия как первичный импульс порождала мое вдохновение, поднимала на новую высоту все мое творчество», — признавался композитор.

Озарение свыше пришло к нему не сразу. Еще учась в Москве, А. Караманов написал вполне светские произведения, такие, как 7-я симфония «Лунное море», драматория «Ленин», Первый и Второй концерты для фортепиано с оркестром, «Ориентальное каприччио» для скрипки с оркестром, Второй струнный квартет, «Ave Maria» для фортепиано и другие произведения, успешно звучащие и в наше время. В этот же Московский период, в Большом театре состоялась премьера балета А. Караманова «Комсомолия» (в соавторстве с Е. Крылатовым), а в Ленинграде — балет «Сильнее любви».

В начале 1960-х годов Алемдар Караманов , как и другие его современники, ставшие впоследствии знаменитыми, Андрей Волконский, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов и София Губайдулина, увлёкся музыкальным авангардом. За короткий период, с 1962 по июль 1964 года, им были созданы многие сочинения, среди которых «Музыка № 1 и № 2», триптих «Пролог. Мысль. Эпилог», «Окно в музыку», «15 концертных фуг» и другие. Но, как говорил об этом сам композитор, «прошло время увлечений. Не без конфликтных, даже трагических столкновений с самим собой, не без крови происходило как бы переосуществление внутреннего духа, его очищение и принятие своего языка — как нерасторжимого целого традиций, оплодотворенных тем живительным, что есть в современной музыке, что я должен был найти и усвоить»(Radio Moscow World Service. Программа «Музыка и музыканты», 1989).

После творческого кризиса композитор порывает с современными тенденциями и общественной столичной жизнью и возвращается в родной Симферополь. «Я понял, что в Москве мне, собственно, делать нечего, что гораздо больше я смогу сделать там, в провинции, хотя и поломаю свою карьеру» (Караманов А. С. Музыка — проводник звучащего мира // Советская музыка. — 1985. — №8).

И продолжает творить совершенно в другом ключе… Достаточно уединенно, в отдаленной крымской провинции продолжает развивать традиции русского романтизма, симфонические и вокально-симфонические жанры. И — самое главное для него: он обращается к религии, принимает Крещение.

Написание Симфонического Евангелия, — посланное свыше Откровение, — утверждал А. Караманов. Оно знаменовало приход композитора к православной вере и начало его восхождения к Божественной Истине. Далее последуют Stabat Mater, Реквием, Месса, написанные в католической религиозной традиции, Третий фортепианный концерт Ave Maria, симфонический цикл Et in amorem vivificantem, макроцикл из шести одночастных симфоний по мотивам Апокалипсиса «Бысть». И только в 80-е-90-е годы композитор отходит от религиозной темы и создаёт ряд сочинений, посвящённых родному Крыму. Таким образом, симфонический цикл «Совершишася» (1965–1966 г.) — поистине переломная веха в творчестве А. Караманова.

И вновь перенесемся в в 2008 год, в Саратов. Юрий Леонидович Кочнев (главный дирижер, художественный руководитель фестиваля, лауреат Государственной премии РФ, народный артист России) традиционно обращается к terra incognito — редко или практически не звучащим произведениям, требующим уникальных исполнительских ресурсов. Симфонический цикл «Совершишася» в десяти частях написан по мотивам четырех книг Евангелия — от Матфея, Луки, Иоанна и Марка, в первоначальной редакции длился 160 минут и предполагал участие более трёхсот музыкантов. Мировая премьера состоялась в Киеве 13 декабря 2006 года, и композитору впоследствии довелось увидеть трансляцию своего «детища». Но, по словам сестры автора, Севиль Крылатовой, приехавшей вместе с сыном и дочерью композитора, именно премьера в Саратове стала подлинным проникновением в замысел сочинения, а исполнение «Совершишася» — эталоном звучания, воплощением и раскрытием концепции произведения через звуки, доходящие до самого сердца.

Симфония прозвучала на одном дыхании. «Звук рождается из тишины, покоится в бархатной шкатулочке», — говорил великий пианист Г. Нейгауз. Тишина, соотносимая с присутствием Ангелов, шелестом их крыльев — Божественная тишина — также была одной из звуковых «красок» премьеры на Волге.

Очень четко прослеживалась драматургия сочинения в целом, кульминации проживались на грани срыва, высшей точке накала, на пределе эмоций и звучали великолепно. Маэстро Юрий Кочнев глубоко продумал и прочувствовал грандиозную симфоническую концепцию, его мимика, руки, пластика, движения были так выразительны, эмоциональны, что в них словно отражалось все действо симфонии. Колоссальная отдача дирижера на пике возможностей, поток мощной энергии, высокий уровень взаимопонимания руководителя и музыкантов обеспечили очень яркое, убедительное, грандиозное по силе воздействия прочтение произведения. Мастерски встроены в общее звучание и четыре хоровых коллектива — лауреаты международных конкурсов: Губернский театр хоровой музыки и хор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, лауреат Всероссийского конкурса Концертный детский хор Губернского театра хоровой музыки и хор театра. Собранность звука, чистота интонирования хора, проникновение в образы симфонии, ансамбль с оркестром и солистами — заслуга трех хормейстеров, заслуженного деятеля искусств России Людмилы Лицовой, заслуженной артистки России Людмилы Тадтаевой и Анэты Николаевой. Высокой одухотворенности исполнено соло виолончели (лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист Московской Государственной филармонии Рустам Комачков). Поистине подвижническая работа большого творческого коллектива, энтузиазм, высокий профессионализм и убеждённость художественного руководителя Ю. Кочнева сделали российскую премьеру сочинения весьма успешным и очень значимым событием.

Возвышенная духовно-философская тема раскрывается с точки зрения музыкального языка удивительным сочетанием стилистических пластов, казалось бы, не сочетаемых друг с другом. Яркий мелодизм и экспрессивность эмоций, активное секвентное развитие в духе П. И. Чайковского, еврейский колорит сочетаются с вполне современным гармоническим звучанием и богатством оркестрового письма. Отдельные фрагменты Симфонического Евангелия словно воскрешают образы барочных композиций — Мессы Си минор и «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Но ведущей, сквозной музыкальной интонацией является кантилена, впитавшая в себя демократичные, узнаваемые обороты советской эпохи — так называемый «шум культуры». Местами даже возникали ассоциации с кинематографом 60–80-х гг. XX века! Этот несколько неожиданный, но очень органичный интонационный сплав придает глубочайшую человечность, искреннее, земное прочтение религиозного замысла, пропущенное через сердце, душу композитора, рождающее ощущение подлинного откровения.

«Совершишася» А. Караманова — действительно, свершилось! До этого, ещё при жизни автора, в 2005 году дирижёр Евгений Бушков исполнил «Реквием» композитора в Москве с государственным симфоническими оркестром «Новая Россия» и Государственной академической хоровой капеллой им. А. А. Юрлова. Позже «Реквием» звучал в Белгороде и Москве, представленный силами разных исполнителей и дирижёров. Премьера «Совершишася» в Саратове продолжила линию постепенного возрождения космогонических, молчащих симфоний А. Караманова в России. Открытие его музыкальной Атлантиды современниками идёт в силу многих обстоятельств медленно, но осознанно. Так, в 2011 в Омске прозвучала Симфония № 22, входящая в цикл «Бысть», Симфония № 17 «Америка» была исполнена в 2012 году Санкт-Петербургским государственным Академическим симфоническим оркестром и Хором Смольного собора Санкт-Петербурга под управлением дирижера Александра Титова. С 2005 года в Москве действует Центр поддержки и развития современного искусства им. А. Караманова, цель которого привлекать внимание к произведениям композитора, организовывать конкурсы, концерты, собрать ноты его произведений, предложить дискографию и статьи, посвящённые личности и творчеству нашего великого современника.

Пожалуй, довольно точно определил место А. Караманова в нашем музыкальном мире дирижёр и близкий друг А. Караманова Э. Гулбис, отметив, что есть Караманов признанный и непризнанный. И действительно, факт исполнения его музыки в Чехословакии и Англии, диски с отдельными сочинениями, записанные ведущими дирижёрами мира, конкурс им. А. Караманова в Гурьевске Калининградской области, мемориальная доска на доме, где жил композитор в Симферополе, две детских музыкальных школы его имени и астероид Karamanov — это ли не признание?

Но, по словам Э. Гулбиса, «Караманов непризнанный — это те его произведения, время которых еще не наступило. Наверняка будущие поколения воспримут его глубочайшие философские сочинения, и его необыкновенно красивая, добрая, щедрая музыка будет служить людям».

________________________________________

От редакции: видеозапись предоставлена для ознакомления автором публикации С. Черевань.

А. Караманов. «Совершишася». Симфонический цикл из четырёх симфоний, десяти частей по Евангелию от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Российская премьера сочинения на XXI Собиновском фестивале в Саратове
Исполнители:
Оркестр Саратовского академического театра оперы и балета, дирижёр Юрий Кочнев
Рустам Комачков (виолончель)
Алла Маркина (скрипка)
Павел Корчагин (тенор)
Александр Баев (тенор)
Губернский театр хоровой музыки
Хор Саратовской государственной консерватории им. Л. Собинова
Концертный детский хор театра хоровой музыки
Хор симфонического оркестра театра
Хормейстеры:
Людмила Лицова
Людмила Татдаева
Анэта Николаева
Режиссёр телеверсии
М. Гольцев
Звукооператоры: В. Трофимов, А. Псянин
Операторы: Е. Бесходарный, М. Гольцев, В. Греков, А. Донцков,
В. Енц, Г. Матыс, Н. Москвитин, В. Пахновский
Административная группа: Т. Деева, Ю. Коляченко, В. Лозинский, А. Цопа
Монтаж: М. Гольцев, В. Трофимов
Фотохудожник: С. Азбель
Студия «Река»
2008

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход