www.poezo.ru

Оркестровые сочинения Светланы Нестеровой. Фантазия «В мире высоких технологий»

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Симфоническая музыка всегда была и остаётся определённой проверкой на профессиональную зрелость. Проходит время, сменяют друг друга стили, появляются новые темы и образы, а композиторы по-прежнему обращаются к симфоническим жанрам, стараясь с одной стороны, идти в ногу со временем, отражая сегодняшний день, с другой стороны — опираться на традиции и искать в них новые возможности для своих замыслов.

Оркестровые сочинения Светланы Нестеровой выявляют умение композитора логично и последовательно выстраивать драматургию, лепить яркие нетривиальные образы, сочетая эмоциональность высказывания и строгий отбор выразительных средств. Концерт для скрипки с оркестром и «Соната памяти любимого учителя» для струнного оркестра, «Балканский концерт» для духового оркестра (2008) и симфоническая картина «Древняя Русь» (2011) — вполне зрелые художественные концепции.

Показательным в этом плане стал Концерт для скрипки с оркестром, посвящённый замечательному композитору и любимому учителю С. Нестеровой, Борису Ивановичу Тищенко. По словам автора, три части концерта отражают различные черты личности этого выдающегося музыканта: первая часть — брутальность, необузданный темперамент; вторая — чувство щемящей тоски, переходящее в трагизм; третья — блестящий юмор. Основной лейтмотив концерта — аккордовая последовательность квинтового круга, которая начинается и заканчивается си-бемоль мажором, тональностью, имеющей значимое символическое значение в творчестве Б. Тищенко.

Концерт был создан С. Нестеровой к окончанию консерватории и представлен в качестве дипломной работы. В 2010 году автор снова возвращается к своему раннему опусу. Наверное, это естественно, оценить собственные ранние работы взглядом молодого, но профессионально окрепшего композитора. Как и естественно желание внести коррективы: сочинение подверглось редактированию, значительные изменения коснулись материала, развития, формы, проще стали оркестровые партии. Премьера концерта состоялась 20 мая 2011 года на фестивале «Санкт-Петербургская музыкальная весна» в зале Академической капеллы, дирижер — Александр Титов, солист — Михаил Крутик.

Интересна также остроумно задуманная и мастерски выполненная Фантазия для скрипки с оркестром «В мире высоких технологий» (2007) , удостоенная I премии Всероссийского конкурса композиторов им. А. П. Петрова.
Это программное произведение с легко запоминающимся и отражающим дух времени названием. В то же время, композитор опирается на классические традиции лёгкой развлекательной симфонической музыки, в которой всегда присутствовала разумная доля юмора и блеска. Четыре части цикла имеют свои названия: «Нашествие тамагочи», «Компьютерные вирусы», «Город, висящий над морем» и «Экспресс Нагано-Токио». Логично, что названия определяют и яркое, почти зримо ощущаемое образное содержание каждой части, и лёгкий, ненавязчивый, но вполне заметный и привлекательный японский колорит звучания. Всё вместе обеспечило произведению молодого автора заслуженный успех. Впервые Фантазию исполнил скрипач Михаил Крутик и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением дирижёра Федора Леднева.

«Мне бы, конечно, хотелось, чтобы моя музыка не укладывалась ни в какое стилистическое направление», — говорит Светлана Нестерова. Наверное, это естественное желание человека творящего не сковывать себя рамками одного стиля и устоявшимися теоретическими догмами. И в этом композитор выступает последовательным преемником своего учителя, именно так ощущая себя в профессии и современном музыкальном мире.

С. Нестерова. В мире высоких технологий

Часть 1. Нашествие тамагочи

Часть 2. Компьютерные вирусы

Часть 3. Город, висящий над морем

Часть 4. Экспресс Нагано-Токио

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.