www.poezo.ru

Barcelona 4 Guitars

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Всем, кому приходилось бывать в Барселоне, неизменно запоминается атмосфера этого солнечного города, города-праздника, в котором естественно соседствуют красивейшие старые католические храмы и архитектурные фантазии Антонио Гауди в стиле национально окрашенного каталонского модерна, чудесный музей под открытым небом Испанская деревня и современная олимпийская деревня на берегу Средиземного моря, Готический квартал и Аквариум, фонтаны, площади, улицы и улочки, наполненные жизнью, энергией, теплом и радостью.

К числу столь же привлекательных объектов можно отнести один из лучших концертных залов Европы Palau de La Musica Catalana — Дворец каталонской музыки. Здание, построенное по проекту архитектора Луиса Доминика и Монтанера (Lluís Domènech i Montaner) в 1908 году — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, заслуживает отдельного повествования. Любители музыки, пришедшие на любой из концертов, имеют возможность в полной мере оценить все архитектурные подробности, прекрасные витражи и мозаичные орнаменты, скульптуру и лепнину, органичное сочетание разных стилей великолепного произведения каталонского модерна.

Здесь можно побывать на концертах симфонической, камерной и хоровой музыки, послушать оперы и сольные концерты выдающихся певцов-солистов. И, конечно же, здесь выступает целое созвездие гитаристов-виртуозов. Один из таких концертов, где прозвучала музыка блистательного квартета солистов «Barcelona 4 Guitars», довелось посетить автору этих строк несколько лет назад. И впечатления от него остаются яркими по сей день: это тоже частичка солнечной Барселоны, которую увозишь с собой навсегда.

Квартет «Barcelona 4 Guitars»,  — коллектив солистов-гитаристов, каждый из которых развивает успешную сольную карьеру, выступая с концертами в странах Европы, Америки и Ближнего Востока. Все они неоднократно отмечены призами престижных международных конкурсов и восторженными отзывами в прессе.

Так, Мануэль Гонсалес, посвятивший свою жизнь испанской гитаре, вырабатывал свой уникальный стиль исполнения под руководством таких мастеров, как Хосе Томас и Эдуардо Сайнс де ла Маза, шотландский виртуоз-гитарист Дэвид Рассел и кубинец Мануэль Барруэко. Его интерпретации считаются уникальным опытом, а некоторые из них, например, выступления в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, были высоко оценены прессой. Мануэль Гонсалес — один из основателей школы Luthier в Барселоне, откуда вышли многие известные музыканты. Удостоен премии «Генералитет Каталонии».

Маэстро Ксавье Колл родился в Барселоне. Здесь он получил свои первые уроки игры на гитаре, а позже закончил консерваторию. Его привлекали древние инструменты теорба, виуэла и гитара барокко, игру на которых он осваивал под руководством Рольфа Ловланда, Хопкинсона Смита, у Жорди Саваля. Принимал участие во многих музыкальных проектах, сотрудничал с Национальным оркестром Андорры, работал на DVD оперы L«Orfeo de Monteverdi, подготовленной для BBC и т. д. Сегодня профессор Высшей школы музыки Каталонии Ксавьер Колл также выступает с сольнами концертами.

Испанская гитаристка русского происхождения Екатерина Зайцева окончила музыкальное училище при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, получила высшее образование в Высшей школе музыки Каталонии в Барселоне, а также окончила аспирантуру (Master degree) в Королевской Консерватории в Гааге. Её врождённый талант, прекрасный вкус, упорная работа позволили ей войти в небольшой круг женщин-исполнительниц, признанных настоящими мастерами испанской гитары. Она завоевала множество наград, в том числе Соmаrca el Condado в г. Хаэн , где получила звание лучшего исполнителя андалузской музыки. Сольные концерты обаятельной Екатерины Зайцевой интересны её непосредственным общением со слушателями, что является весьма привлекательной чертой её фирменного стиля.

Наконец, Белиcана Руис — гитаристка, занимающаяся сольной карьерой, участвующая как в концертах квартета «4 гитары», так и в других проектах. Она начала заниматься классической гитарой восьмилетний девочкой в родном городе Сории, обучаясь в начальных и средних классах у профессоров Хосе Луиса Г. Лубейро и Луиса Гомеса. Далее Белисана переехала в Барселону, где сначала получила высшую степень по классической и современной гитаре в Высшей школе музыки Каталонии под руководством Алекса Гарробе, а ещё через пять лет — более высокую степень по струнным инструментам под руководством Ксавье Диаса. Латорре. Белисана Руис выступала на различных фестивалях и концертных площадках: Международный фестиваль Жоан Брудье, XI фестиваль молодежи в Сеговии, I I Roses Guitar Festival, XII Международный курс Дэвида Рассела в Туделе и многих других. Регулярно выступает и в составе квартета «Barcelona 4 Guitars» в шоу «Versus».

Мы достаточно подробно описали достижения каждого из музыкантов, чтобы читателю было понятно, насколько самодостаточен каждый из них, что не только не мешает, но и способствует созданию общего музыкального проекта, гибкая форма которого позволяет ему успешно развиваться и быть востребованным слушателями.

В концертах гитаристы исполняют транскрипции произведений разных композиторов. В репертуаре произведения И. Альбениса, Е. Гранадоса, Г. Хименеса, А. Баарриоса, А. Вивальди, Л. Боккерини, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Дж. Верди, М. Равеля, П. Чайковского и других. При этом традиционная классическая музыка органично вплетена в некое театрализованное действо, наполненное серией забавных «случайностей», недопониманий, юмористических зарисовок, эмоциональных высказываний, образуя подобие шоу, тем не менее ни на минуту не уводящее слушателя от самой музыки, которая присутствует, ощущается, звучит, подразумевается даже в этих коротких сценках.

Об истории квартета, о том, как рождалась концепция музыкального спектакля, нам рассказала Екатерина Зайцева:

«Мы играем квартетом уже семь лет. Художественный руководитель и организатор нашей деятельности — Мануэль Гонсалес. Самое непосредственное участие принимает также его сын, Оскар Гонсалес. Оскар является коммерческим директором агенства Maestros de la Guitarra, он, кстати, появляется в нашем спектакле в качестве комического помощника Хосе Луиса (пятый персонаж в концерте). Сюжет рождался общими силами, с консультациями профессиональных актеров, но, в целом, мы все придумали сами. Основным «советчиком» был зритель; основываясь на его реакции отметались некоторые номера или, наоборот, усиливались какие-то шутки.

Спектакль полностью не меняется, мы всегда сохраняем канву. Со временем меняем репертуар, замещая произведения, но сохраняя структуру. Во Дворце Музыки мы играем всегда в таком формате. На других сценах часто используем вариант просто концерта, без «Хосе Луиса», но неизменно с элементами юмора.

Название «Versus» используется скорее в значении «против». В драматургии спектакля заложено определённое противостояние, соревнование, если хотите… Два мужчины, две женщины. Так продумано и театральное действо, и особенно музыка: с учётом диалога и некоторого соперничества сделаны переложения — составлены партии каждого участника квартета. Сначала это диалоги, а в финале концерта соревнуются уже все со всеми…»

По просьбе руководителя квартета Мануэля Гонсалеса, мы оставим за рамками сюжет и детали спектакля, показав лишь несколько музыкальных номеров.

Чувство меры, тонкий вкус, великолепные транскрипции известной в той или иной мере музыки, национальный колорит, ощутимый даже при исполнении музыки Баха или Шуберта — всё это слагаемые высочайшего профессионализма, внутренней сыгранности коллектива, где каждая мелочь отработана, доведена до совершенства, что в целом создаёт иллюзию непринуждённой импровизации. Наконец, знаменитое Болеро М. Равеля, в качестве сюрприза изобретательно и виртуозно исполненное музыкантами, заслуженно срывает шквал аплодисментов.

Так, ненавязчиво и элегантно музыкантами была найдена форма исполнения классической музыки для самого демократичного слушателя, порой далёкого от академических жанров.

Фрагменты концерта любезно предоставлены нашему изданию квартетом с персонального канала Maestros de la Guitarra и диска с записью шоу «Versus».

4 Solos (4 соло)

A. Barrios, E. Granados, I. Albeniz, R. Dyens

(А. Барриос, Э. Гранадос, И. Альбенис, Р. Дайенс)

El Puerto (Suite Iberia), I. Albeniz

(И. Альбенис. «Порт» из сюиты «Иберия»)


Concierto de Brandenburgo №3(Allegro), J. S. Bach

(И. С. Бах. Бранденбургский концерт №3, Allegro

Vals de las Flores (Cascanueces), P. I. Tchaikovsky

(П. И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»)

Bolero de Ravel (М. Равель. Болеро)

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход