www.poezo.ru

Сборник переложений для инструментального ансамбля учащихся на четырёхструнной домре и фортепиано

Елена Кудрявцева

Елена Кудрявцева

Преподаватель, концертмейстер

Валентина Калиненко

Валентина Калиненко

Преподаватель, концертмейстер

Авторы «Сборника переложений для инструментального ансамбля учащихся на четырёхструнной домре и фортепиано» — Кудрявцева Елена Вячеславовна (преподаватель фортепианного отдела, концертмейстер ДМШ г. Лесного) и Калиненко Валентина Юрьевна (преподаватель отдела народных инструментов, концертмейстер ДМШ г. Лесного), приступая к работе над переложениями, ставили перед собой задачу пополнить ансамблевый репертуар учащихся средних классов ДМШ и ДШИ для 4-х струнной домры и фортепиано высокохудожественными пьесами, а также познакомить с замечательным и редко исполняемым сочинением П. И. Чайковского «50 русских народных песен» для фортепиано в 4 руки.

Каждая пьеса данного сборника сопровождается куплетом из песни, что, по мнению авторов, поможет активизировать фантазию юных музыкантов на раскрытие характера и образности музыкального произведения в процессе его разучивания. Также содержание сборника познакомит учащихся инструменталистов с жанрами вокальной народной музыки — протяжной и плясовой песней. В педагогической практике у музыкантов, играющих на народных инструментах, принято исполнять вышеупомянутые жанры циклом. Например, убедительно и контрастно прозвучат переложения песен «Пряди, моя пряха» и «Под яблонью зеленою» или «Уж ты, поле моё, поле чистое» и «Заиграй, моя волынка».

Стилистическое своеобразие фразировки «50 русских народных песен», широкое использование композитором полифонического варьирования, как средства музыкальной выразительности, штриховые особенности мелодического и речитативного легато — все это необходимо учитывать в педагогической работе над пьесами сборника. Авторы, со своей стороны, адаптировали четырёхручные фортепианные пьесы П. И. Чайковского для исполнения их юными домристами и пианистами — учащимися 4–6 классов ДМШ и ДШИ, а именно: добавили обозначения аппликатуры, педализации, нюансы динамики и агогики в партии фортепиано, исполнительские штрихи и обозначения красочных приёмов в партии домры.

Из-за особенностей строя и диапазона 4-х струнной домры авторы сочли возможным поменять тональности отдельных пьес и немного видоизменили оригинальную музыкальную форму некоторых произведений для их исполнения в академической программе учащихся домристов и в классе аккомпанемента учащихся пианистов.

Основные исполнительские задачи в работе над пьесами сборника:

  • нацеленный слуховой контроль каждого участника инструментального ансамбля в процессе совместного музицирования;
  • воспроизведение авторского стиля П. И. Чайковского — полифоническое своеобразие, фразировка, штрихи, динамические оттенки, темповые обозначения;
  • выполнение редакторских указаний авторов сборника — аппликатура, педализация, нюансы динамики, агогики, исполнительские штрихи, обозначения красочных приёмов в партии домры.

Завершает сборник переложение фортепианной миниатюры А. Лядова «Танец комара» и обработка русской народной песни «По небу, по синему».

При создании сборника авторы использовали следующие источники:

Чайковский П. 50 русских народных песен: для фортепиано в четыре руки. М.: Музгиз, 1949;

Балакирев М. Русские народные песни. М.: Музгиз, 1957;

Евсеев С. В. Народные песни в обработке П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1973;

Лядов А. Избранные пьесы: для фортепиано. М.: Музгиз, 1960.

_________________________________________________

По вопросу приобретения «Сборника переложений для инструментального ансамбля учащихся на четырёхструнной домре и фортепиано» Е. Кудрявцевой и В. Калиненко обращайтесь по адресу lesnoy_elena@mail.ru.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.