www.poezo.ru

«Маленькие прелюдии» И. С. Баха. Вопросы стиля и формы»

Ирина Войнова

Ирина Войнова

Концертмейстер Ульяновского колледжа культуры и искусства

Данная работа сложилась как результат многолетней педагогической деятельности и наблюдений над полифоническими произведениями. Не секрет, что полифония остаётся наиболее неизученной областью в структуре начального и среднего профессионального образования. Полифонические методы и приёмы развития показаны в этой статье на примере наиболее любимых и часто исполняемых детьми «Маленьких прелюдий» И. С. Баха.

Использованные понятия: жанр прелюдии, старинная двухчастная форма, роль каденций в полифонии, период «типа развёртывания», подробнее в нём — ядро и начальная экспозиция темы — развёртывание — заключение. Образный строй маленьких прелюдий, принципы полифонического развития в них, особенности стиля И. С. Баха.

__________________________________________

Творчество И. С. Баха остаётся непревзойдённой вершиной на все времена. Как ни у кого из композиторов, его творчество обращено к интеллекту, оно заставляет исполнителя думать и соотносить между собой все детали произведения. Не приходится доказывать, насколько великий мастер обдумывал и строго систематизировал свои педагогические произведения: вспомним его два тома ХТК, призванные научить пианиста свободно обращаться со всеми 24 тональностями «хорошо темперированного клавира». Свои 2-х и 3-х-голосные инвенции И. С. Бах написал с целью ознакомить начинающего пианиста с различными типами композиции. Эти типы превосходно проанализировал Ф. Бузони в своей редакции инвенций. Заметим, что 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций расположены в том же порядке (мажор — минор по полутонам, что и в ХТК), исключая более сложные тональности.

Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» увидел свет в 1848 году, когда в издательстве Петерса готовилось полное собрание сочинений композитора. Немецкий исследователь Ф. К. Грипенкерль объединил в сборник небольшие инструктивные сочинения Баха, расположив их в том же порядке (хроматическом), что и в названных выше авторских сборниках. Таким образом, «Маленькие прелюдии и фуги» наряду с «Нотной тетрадью Анны Магдалины Бах» стали фортепианной азбукой для самых маленьких пианистов. Если основную часть «Нотной тетради» составляют полифонические пьесы в танцевальных ритмах, то в анализируемом сборнике «чистые» полифонические жанры — прелюдии и фуги, определяющие само существо полифонии.

Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» состоит из двух частей. В первой части помещены только прелюдии: «Двенадцать маленьких прелюдий» и «Шесть маленьких прелюдий», во второй части — отдельно фуги и циклы из прелюдий и фуг. Сборник затрагивает девять тональностей, а десятая — Соль мажор — включена в пьесах Приложения («Прелюдия и фугетта» отсюда — более простой вариант Соль-мажорной прелюдии и фуги из II тома ХТК).

Мы рассматриваем только первую часть сборника — прелюдии. Как известно, прелюдия как жанр сформировалась в XV веке в органной музыке как вступление к какой-либо части церковной службы, которое предварительно настраивало людей на восприятие необходимых чувств и настроений. Это жанр импровизационный, «фантазийный», он предполагает использование различных музыкальных форм изложения и развития. Мы знаем, что И. С. Бах создал огромное количество прелюдий для органа, среди них — органные Хоральные прелюдии, представляющие собой гениальные обработки хоральных мелодий. Жанр прелюдии во времена Баха присутствует и в органной, и в клавирной, и в оркестровой музыке. Прелюдия становится самостоятельным произведением и получает уникальное развитие в дальнейшем как в гомофонной, так и в полифонической музыке.

Оговоримся, что большинство наших замечаний будут касаться формы и композиции. Формы полифонической музыки менее известны (кроме формы фуги). Они часто остаются вне внимания при изучении курса анализа музыкальных форм, поэтому их описание при разборе маленьких прелюдий Баха будет полезно как студентам, так и выпускникам музыкальных учебных заведений, а также педагогам-пианистам.

Подробно с работой можно ознакомиться в прикреплённых ниже PDF-файлах.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход