www.poezo.ru

Л. Синицына. Одноголосные диктанты. Двухголосные вокальные упражнения

Людмила Синицына

Людмила Синицына

Преподаватель

Ведущие формы работы на уроках сольфеджио — запись музыкального диктанта и работа над чистотой и интонирования. Каждый преподаватель в своей работе пользуется в той или иной мере всем тем богатсвом методической литературы, который был накоплен многими поколениями педагогов-теоретиков. И тем не менее, для многих из нас естественным является стремление расширить список известных и утверждённых пособий своими, авторскими разработками, в которых обощён многолетний собственный педагогический опыт.

Автор предлагает коллегам своё новое пособие «Одноголосные диктанты. Двухголосные вокальные упражнения». Оно адресовано педагогам сольфеджио и учащимся средних и старших классов ДМШ и ДШИ и представляет собой собрание авторских инструктивных диктантов и вокальных упражнений.

Данное пособие является продолжением работы над одним из самых интересных и одновременно сложных видов заданий на уроках сольфеджио — написанием диктанта. В 2018 году было создано авторское методическое пособие «Диктанты по сольфеджио для младших классов» с подробным описанием плана работы (методической разработкой).

Цель создания настоящего пособия заключается в поиске новых творческих подходов для осуществления плодотворной работы с учащимися средних и старших классов на уроках сольфеджио.

Каждое упражнение, будь то одноголосный диктант или двухголосный вокальный номер, является отражением изучаемых тем на основе программных требований, предлагаемых 5–8 классам ДМШ и ДШИ.

Весь музыкальный материал написан в 24 мажорных и минорных тональностях от одного до шести знаков при ключе, в простых и сложных размерах с применением разнообразных ритмических групп.

Структура каждого номера в пособии подчинена логике: период однотональный, с отклонением или модуляцией; повторного или неповторного строения, с серединной и заключительной каденцией. Музыкальные средства, на основе которых были созданы упражнения, позволяют охватить и закрепить большой спектр теоретического материала, а значит не только его осмыслить, но и изучить практически. А это представляется одной из главных задач предмета «Сольфеджио».

Следует отметить, что миниатюры сочинялись автором не только как инструктивные. В некоторых из них воплотилось желание подчеркнуть жанровые особенности (вальс — №33, 52, полька — №14, 17, 39, марш — №36, 43, 45, тарантелла — №46, 51, баркарола — №11, 54, краковяк — №26; танго — №53, двухголосный канон — №2), а также выразительные возможности мелодической линии, а в двухголосных — её подчинение или диалогичность по отношению ко второму голосу.

Одноголосные образцы могут служить материалом как для диктанта, так и для чтения с листа и транспонирования, их можно предлагать учащимся для самостоятельного (домашнего) выучивания, с возможностью подобрать аккомпанемент, проанализировать как интонации, так и форму. В двухголосных упражнениях — это и анализ интервального состава, и всевозможные варианты работы по голосам.

Надеюсь на творческий подход учащихся и педагогов к представленному музыкальному материалу.

______________________________

По вопросу приобретения пособия Людмилы Синицыной «Одноголосные диктанты. Двухголосные вокальные упражнения» обращайтесь к автору по адресу milaya6126@yandex.ru.

Другие работы автора:

Л. Синицына. Диктанты по сольфеджио для младших классов

Л. Синицына. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для 1 класса

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход