www.poezo.ru

Концерт-игра на тему зимних праздников как форма итоговых занятий с учащимися младших классов ДМШ

Ирина Широкова

Ирина Широкова

Преподаватель

Предлагаемый материал обобщает практический опыт работы автора с учащимися младших классов детской хоровой школы. Сценарий позволяет охватить два любимых детских праздника (Новый год и Рождество Христово) в рамках одного мероприятия, а также гармонично сочетает в себе необходимые элементы учебного процесса и решает некоторые педагогические задачи в форме концерта-игры.

Известно, что адаптация к учебному процессу для детей младшего школьного возраста часто связана с элементами игры: вспоминаются сказки, применяются разного рода поощрения, устраиваются театрализованные сценки и прочее. Необходимость плавного введения в учебный процесс зачастую приводит к изменению традиционных форм контрольных мероприятий, таких как академический концерт, контрольный урок, открытый урок и другие.

На основании изложенного выше, заметим, что приводимый нами сценарий способен заменить академический концерт учеников-вокалистов либо открытый урок (согласно учебному плану учреждения). Таким образом, детям предлагается концерт-игра на тему зимних праздников.

Следует сказать, что без любимых ребятами праздников Нового года и Рождества Христова не обходится ни одно учебное заведение, студия или кружок. Данный сценарий может быть использован для проведения соответствующего мероприятия:

  • в группах раннего эстетического развития,
  • в младших классах музыкальных школ и школ искусств,
  • в церковно-приходских школах,
  • в музыкальных кружках и студиях.

Кроме того, работа представляет собой адаптированный вариант для разных возрастов и уровней подготовки обучающихся, разных программ обучения.

Сценарий концерта рассчитан на активное участие всех присутствующих детей, их выступление. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, их восприятия, знаний, умений, навыков, приобретённых в процессе обучения на уроках вокала.

Рассматриваемый сценарий позволяет также решить некоторые педагогические задачи. Например, возможность вовлечения застенчивых, замкнутых учеников в общее дело, помощь в проявлении себя, раскрытии личности. Так, перед проведением праздника украшается зал, дети распеваются, репетируют некоторые сложные места исполняемых произведений. Преподаватель может попросить помочь развесить шарики, посоветоваться о правильности, красоте развески — дети охотно соглашаются, что ведёт к снятию напряжения при общении с преподавателем и сверстниками, уменьшению эстрадного волнения, последующему улучшению усвоения необходимых знаний, умений, навыков.

Нотный материал в нашей работе подобран с учётом разных возрастов и уровней подготовки обучающихся, а также различной технической оснащенности, наличием либо отсутствием концертмейстера. Ведущим может быть один преподаватель. В данном случае — вокала. Следовательно, рассматриваемая работа позволяет выполнить многоплановые задачи по гармоничному воспитанию учащихся.

Сочетание эстрадных и классических номеров помогает поддержать интерес к мероприятию, учит слушать музыку разных стилей и направлений, позволяет учиться друг у друга и знакомит с новыми произведениями.

Самые простые костюмы также помогают раскрепостить детей. Так, для номера про Медведя исполнителем/исполнительницей может быть использована вязаная шапочка и варежки. В руках, по возможности, оказывается плюшевый мишка и, в зависимости от смысла песни, иллюстрирует слова действиями. Как видим, здесь работают два приёма: психологический — приём раскрепощения и художественный — представление художественных образов. Всё это даёт ученику возможность «прожить» произведение самому, донести смысл до слушателя, повысить заинтересованность в пении данной конкретной песни.

Известно, что начинать мероприятие либо концерт всегда трудно, поэтому открывает «ёлку» преподаватель. Затем следуют два общих номера, где к участию приглашаются все присутствующие, что содействует привлечению самых робких учащихся. Две песни «про ёлочку», использующиеся вначале, знакомы большинству россиян и с удовольствием исполняются детьми. Таким образом, в происходящее вовлекаются все находящиеся в зале и первые шаги самых младших учащихся поддерживаются.

Если говорить о старших учащихся, подобная работа — это возможность получить необходимый опыт выступлений, репетиций перед более важными концертами и конкурсами, а также — стимул выучить дополнительный репертуар, заинтересовать пением отстающих учеников. «Игра в концерт» порой воспринимается обучающимися и как поощрение будущих заслуг.

Итак, часто первое выступление в школе приходится на праздник, и ребёнок впервые выходит из привычного круга: педагог-ребёнок-класс. Сгладить возможные трудности первых шагов на сцене, первых выступлений на публике поможет предложенная форма концерта.

Пояснения, приглашения к выступлению в сценарии представлены в виде небольших простых стихов, напоминающих детские стишки-рифмовки, что существенно помогает «окунуться в знакомую среду» и лучше воспринять нечто новое. Имена детей, указанные в стихах, при желании легко меняются с учётом рифмы.

Работа предполагает две формы участия: пассивную и активную (пассивная — это слушание песен других, участие в общем хороводе, наблюдение; активная — отгадывание загадок и ответы на вопросы, выступление, обсуждение впечатлений), однако рассчитана на постепенное введение всех присутствующих в активный творческий процесс. Для младших, или недавно начавших заниматься, целесообразнее участие в ансамбле, небольшом хоре, разбивание песни на куплеты и пение по очереди с преподавателем, либо в унисон с ним. Возможен и соревновательный подход: пение одной песни разными исполнителями поочерёдно с последующей положительной оценкой всех участников. Всё это значительно снижает сценическое волнение, помогает добиться положительных эмоций в процессе выступления, почувствовать себя более самостоятельным и уверенным, не оглядываться на преподавателя. Таким образом, решение большой задачи путём разбивания её на небольшие составляющие, помогает успешнее с ней справиться: она представляется не столь тяжёлой и значительной, нежели пение песни целиком перед зрителями

Участие в концерте преподавателя, его собственное выступление вносит большой вклад в общее дело создания и проведения концерта: с одной стороны — помогает почувствовать ребятам единство с ними, разделить сложные сценические задачи, с другой — даёт возможность показать более высокий уровень исполнительского мастерства, до которого воспитанникам нужно ещё расти, и, конечно, просто доставляет эстетическое наслаждение слушателям.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход