www.poezo.ru

Джаз в формате миди. Из опыта аранжировки музыкального контента для дуэта электронных инструментов

Владимир Шахов

Владимир Шахов

Преподаватель

Скрипка и фортепиано — классическая инструментальная пара, в идеально отлаженные отношения которой из века в век считало за долг вторгнуться не одно поколение композиторов-новаторов. Казалось бы, что нового может внести в эту лебединую верность наше расчетливое 21 столетие?

А все дело — в банальной электрической розетке, добравшись до которой, наши старые добрые знакомые видоизменились до неузнаваемости и вдруг запели с «чужого» голоса. Речь идёт об электроинструментах, уверенной поступью вошедших в нашу повседневную музыкальную реальность — это электроскрипка и клавишный синтезатор.

Проблема номер один для любого из исполнителей, вознамерившихся «зацепить» консервативную публику нестандартным звукоизъявлением, — это вопрос, что играть? Ждать ли от современных музыкантов чего-то эксклюзивно-нотописного или попытаться по-новому переосмыслить привычные слушателю классические хиты?

Конечно, новое время и новые подходы к исполнительству мотивируют на поиск свежего, не слишком заигранного. Но, следует признать, что этот путь неблагодарен и тернист. Куда проще взять то, что у всех на слуху, и попытаться расцветить новыми красками.

Но и здесь легко натолкнуться на подводные камни. Паганини и Сарасате, Венявский и Чайковский — вряд ли популярные обработки этих корифеев скрипичной миниатюры позволят снискать вам славу некоего музыкального прорицателя. Классика — дело тонкое. А вот джаз позволяет вволю экспериментировать. Во-первых, джазовая классика менее персонифицирована. Во-вторых, трудяга-синтезатор позволяет вывести на авансцену без малого виртуальный джазовый коллектив с реальным звучанием саксофонов и ритмом ударных. А это уже — серьезный прорыв.

Почему выбор пал на «Чаттануга Чу-Чу» Гарри Уоррена? Наверно, потому, что автор — большой поклонник репертуара оркестра Глена Миллера. И поиски, скажем, тембрального звукового аналога гудка паровоза на «Ямахе», изначально представлялось весьма заманчивой идеей.

Нотный текст нетленного хита середины ХХ века без труда нашёлся в интернете. Делее работа шла следующим образом: текст был набран в программе Finale, мелодия и аккомпанемент распределены между солирующей скрипкой и синтезатором, не забыты и подголоски. После чего были внимательно прослушаны размещенные на YouTube видеоклипы, в том числе — уникальные кадры из «Серенады Солнечной долины». Когда тембро-голосовой расклад для партий синтезатора принял более-менее очевидные очертания, принялся за аранжировку.

Чуть позже, в процессе «прослушивания и отладки», не раз приходилось корректировать первоначальные варианты подбора тембров (естественный процесс!) отчасти по причине неудовлетворенности реальным звучанием, отчасти — из-за технических сложностей переключения кнопок на инструменте. Кроме того, в ходе отработки формы пришла мысль, что между двумя проведениями основной темы неплохо было бы вставить импровизационный эпизод. Благо, текст такой «прописанной» импровизации сам напрашивался в руки.

Автор не утверждает, что нашел идеальное звуковое воплощение первоначального замысла Гарри Уоррена. Любая аранжировка суть продукт сугубо индивидуальный. Наверное, при желании можно найти и более оригинальные решения, об этом судить коллегам. Ноты в PDF формате прилагаются.

Свою версию «Чаттануги» мы с коллегой, преподавателем ДШИ г. Багратионовска Галиной Огородниковой, рискнули вынести на областной педагогический конкурс «И мастерство, и вдохновенье…». Оригинальное видео записано в Концертном зале ДШИ города Светлогорска.

Автор приносит извинения за несовеншенство видеозаписи.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход