«Теоретические фантазии». Методическое пособие для преподавателей и учащихся
Сольфеджио и музыкальная литература — важнейшие дисциплины в программе детских школ исскусств, способствующие интеллектуальному росту, развитию гибкости мышления и нравственных основ личности. Разнообразие форм работы на уроках музыкально-теоретического цикла стимулирует креативность, побуждает к творческому самовыражению, расширяет музыкальный кругозор учащихся.
Сборник «Теоретические фантазии» является учебно-методическим пособием для начинающих преподавателей и одновременно учебным пособием для учащихся и родителей. Он расширяет формат изучаемых теоретических правил по сольфеджио и понятийной терминологии по музыкальной литературе, предлагая в забавной литературной форме «включение» пройденного материала в бытовые, иногда сказочные, ситуации.
Представленные стихотворные строки являются результатом совместного творчества преподавателя и учащихся.
В настоящее время существует множество методических работ, посвященных творческому развитию учащихся музыкальных школ и детских школ искусств. Особый интерес представляет большой спектр функций художественного теоретического и музыкального материала, используемого в процессе обучения. Расширение пространства музыкальной фантазии на уроках, творческого поиска, сотворчества ученика и учителя становится основополагающим принципом обучения на предметах музыкально-теоретического цикла.
Цель учебно-методического пособия «Теоретические фантазии»: музыкально-эстетическое воспитание учащихся через творчество, формирование креативности мышления, создание условий для самовыражения ребенка через художественную фантазию.
Задачи пособия:
— развитие творческих задатков учащихся;
— освоение теоретических основ музыкального искусства в игровом формате;
— углубление качества знаний по сольфеджио и музыкальной литературе;
— расширение функций музыкально-теоретических предметов в ДШИ.
Учебно-методическое пособие «Теоретические фантазии» адресовано учащимся музыкальных школ и детских школ искусств, родителям и преподавателям.
Актуальность работы на взгляд автора определяется широким спектром её функций:
— обучающая;
— развивающая;
— познавательная;
— воспитательная;
— рекреативная.
В основе любого творчества лежит фантазия, которая требует развития в наше рациональное время. Именно поэтому такого рода пособие представляется современным и своевременным. Практически весь поэтический материал создан учащимися совместно с педагогом, апробирован на уроках, внеклассных мероприятиях. Теоретические песенки, страдания, частушки — все это не раз звучало на концертах класса сольфеджио перед родителями, представлялось в театрализованных постановках на зональных, региональных и областных олимпиадах по музыкально-теоретическим дисциплинам. Доступность и сюжетность стихотворного материала для детей любого возраста исключает эффект «сопротивления» при изучении нового, что способствует оптимизации восприятия.
Универсальность пособия заключается в использовании разнообразных видов деятельности на уроках, что отражено в методических рекомендациях. Автор специально не систематизировал материал, хотя условно его можно было разделить на темы: «Ноты», «Ступени», «Лады», «Метроритм», «Длительности», «Жанры» и т.д. Это сделано намеренно, чтобы не навязывать последовательность включения его в учебный процесс. Современные дети, знакомые с компьютером и интернетом, способны иногда охватить более сложный материал, «зависнув» на простом. И только творческая фантазия и креативность мышления может помочь упорядочить и усвоить полученную информацию.
Методические рекомендации
Теоретические объяснялочки-запоминалочки.
Нотная грамота закладывается уже в раннем детстве, так как практика раннего музыкального развития становится практически повсеместной. Как и при изучении иностранного языка, так и при освоении музыкального языка, чем раньше начинается знакомство, тем крепче запоминание. Прописыва-ние развивает тактильные ощущения, а проговаривание действует на умственное развитие. Вербальная форма законов музыкального «правописания» оптимизирует память и способствует быстрому закреплению материала.
Теоретические считалки
Данный материал изучается в младших и средних классах. Важно сохранить игровые формы, так как сухое изложение теоретического материала выхолащивает творческую составляющую музыкального обучения.
Преподаватель может использовать стихи в различных формах:
— показывать ступени по столбице;
— играть звукоряды в разных тональностях;
— пальчиковые игры-скороговорки;
— ритмическая работа;
— сочинение песен;
— импровизация у инструмента.
Считалочки-распевалочки
Материал в данном разделе использован конструктивный, но включающий много интонационных, ритмических и гармонических задач. Рекомендуется транспонировать считалочки в разные тональности с игрой на инструменте. Развивающей формой также может быть сочинение продолжения. В средних классах − подбор аккомпанемента в разных жанрах.
Скороговорки-загадки
Стихотворный материал помогает детям закрепить название нот. На нотном стане выкладываются карточки с нотами-рисунками, чтобы малыши быстрее запомнили, «кто» на какой линеечке живет.
Развивающие формы работы:
— логопедические − с детьми при работе над дикцией;
— развитие внимания − преподаватель быстро проговаривает загадки, а дети отгадывают, сколько одинаковых нот спряталось в прочитанном фрагменте;
— знакомство с клавиатурой (карточки с картинками перемещаются с нотоносца на клавиши).
Темповые запоминалочки.
Удобная форма для изучения итальянских терминов. Стихи рекомендуется проговаривать в соответствующем темпе. Преподаватель может импровизировать под речитацию детей.
Поучительная история.
Текст появился при работе в классе сольфеджио над темой «секвенция» в форме вариаций. Музыкальная тема варьировалась ритмически, гармонически, «обрастала» подголосками, пока не обрела литературный сюжет.
Частушки и страдания
Освоение жанровых особенностей через творчество. Этот материал является примером «глубокого» постижения учащимися терминологии. Эти строчки звучали на региональных и зональных олимпиадах, где команда школы становилась лауреатом.
Теоретические песенки
Методический музыкально-иллюстративный материал для уроков сольфеджио и музыкальной литературы. Эти песни дети с удовольствием исполняют на концертах, праздниках «Посвящение в первоклассники» к большой радости родителей.
Кроссворды
Хорошо зарекомендовавшая себя форма проверки знаний. Кроссворд может даваться как домашнее задание, создание его можно предложить самим учащимся, дома в этом увлекательном занятии могут участвовать родители. Кроссворд, как весёлая игра, может быть составлен, или решён совместно детьми и педагогом в классе и т. д. В качестве примера предлагается кроссворд Ёлочка.
Мы с музыкою дружим,
Знать ТЕРМИНЫ хотим,
И на ветвях у ёлочки
Загадки поместим!
Словарик полистайте,
«Зайдите» в интернет,
Чтоб на олимпиаде
Дать правильный ответ!
Таким образом, пробуждение творческой фантазии детей, стимулирование их на создание своих разнообразных вариантов и способов освоения, запоминания материалов, изучаемых в курсе теоретических дисциплин, совместное творчество даёт плодотворный результат и позволяет сделать процесс лёгким и нескучным.
Полный текст пособия предлагается ниже в PDF-формате.
Теоретические фантазии
Методическое пособие для преподавателей и учащихся
PDF, ≈6 МБ
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.
Ольга Курносова, Краснодарский край 07.04.2014 20:07
Очень хорошее методическое пособие, которое поможет молодым специалистам сделать урок сольфеджио интересным, насыщенным творческими фантазиями. Автор просто молодец !
Елена Раутская 12.04.2014 01:24
Еще не поздно отправить эту работу на Теоретическую Ассамблею! Подавайте заявку, там есть номинация по учебным пособиям. Все подробности в положении — http://yadi.sk/d/F6qPO9byFbcit
Галина Зольникова 10.06.2014 00:43
Спасибо большое! Татьяна, я не придираюсь, просто есть два «правила» которые я не приняла. Это касается гармонического мажора. На мой взгляд, в нем нет «низкой» VI ступени, есть пониженная. И в Дорийском ладу, VI ступень не повышается, она Высокая, изначально. Но это так, первый взгляд…просто сборник предназначен молодым преподавателям, родителям… , а это обязывает быть точным в определениях. Еще раз спасибо, и простите за комментарий.
Татьяна Мохнаткина 10.06.2014 21:46
Большое спасибо за Ваши внимание и комментарии, это очень важно для меня. Согласна по поводу VI и IV ступенечек. Рифму «музыка навеяла». Всем новых творческих находок!!!
Марина Бочарова, Рязань 13.06.2014 22:26
Автор — педагог и завуч по методической работе в нашей школе. Отличный специалист, мастер своего дела, очень творческий человек.
Нина Соргина, г. Санкт-Петербург 11.02.2015 22:49
Спасибо, очень интересно.Много фантазии и выдумки. Как хорошо, что в нашем нелегком деле есть такие энтузиасты , которые стараются «страшное» для многих учеников сольфеджио сделать любимым уроком.Татьяна, Вы большая умница ! Как повезло Вашим ученикам, что Вы у них есть!!!
Ольга Курносова, г. Краснодар 13.08.2015 20:14
Замечательный и объёмный труд, своевременный и современный. Много нового и интересного увидела для себя, спасибо Вам за это. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся через творчество, через художественную фантазию для самовыражения ребёнка — это цель Вашего методического пособия. Но это и цель теоретической работы с учащимися в целом…