www.poezo.ru

Переложения как одна из форм развития тембрового слуха

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

Потенциал этой формы работы можно считать недооцененным. Между тем создание переложений требует активной работы слуха, поскольку подбор тембра по выразительности невозможен без энергичного включения внутреннего слуха и тембрового воображения. Происходит как бы «примеривание» различных тембровых одеяний, выявление роли тембра в создании образа. Проведение «испытаний» музыкального материала позволяет глубже его изучить, сделать его своим, понять, почему композитор избрал именно данный вариант, т.е. в какой-то степени смоделировать композиторский процесс.

Кроме пользы для развития тембрового слуха создание переложений дает определенные практические навыки. Они важны в будущей педагогической работе для расширения учебного репертуара (особенно если выбор произведений в оригинале достаточно ограничен), а также в классе камерного ансамбля. В исполнительской деятельности обращение к аранжировкам — способ продемонстрировать богатые виртуозные и выразительные возможности своего инструмента (вспомним Скрипичный концерт Чайковского в исполнении известного трубача С. Накарякова), а также форма свежего тембрового прочтения известных произведений, всегда привлекающая внимание слушателей.

Можно выявить три уровня освоения инструментальных средств. Начальный этап связан с созданием переложения для своего «родного» инструмента. Технически — задание несложное, важен выбор произведения, которое подойдет по регистровым условиям, образному строю, характеру движения. Так, романсы с напевной мелодией для низкого голоса можно переложить для виолончели с фортепиано.

Ц. Кюи. Я вас любил. Исполняют В. Орлов и Д. Короткова

Ноктюрн Э. Грига для фортепиано, в котором используются трели в третьей октаве, очень органично прозвучит в переложении для скрипки. Для этого инструмента звучание в этом регистре естественно и, может быть даже более выразительно.

Э. Григ. Ноктюрн. Исполняют К. Филиппова и Д. Короткова


На втором этапе рекомендуется обращение к «чужому», менее знакомому инструменту в условиях стандартного инструментального состава, «априорно данного» (для солирующего инструмента с фортепиано, для струнного и фортепианного трио).

Б. Дварионас. Вальс для фортепиано. Переложение для скрипки, виолончели и ф-но.
Исполняют Л. Самсонова, Л. Жученко, Д. Костина

Г. Форе «Пробуждение» для скрипки, виол. и ф-но. Переложение Т. Литвиновой. Исполняют И. Сендецкий, Л. Баранов и Д. Короткова

На третьем могут использоваться средства в условиях нестандартных составов, являющиеся предметом индивидуального творчества. Инструментальный состав третьей группы позволяет реализовать творческие замыслы с необычными тембрами и их сочетаниями: вибрафон и скрипка, арфа и виолончель, арфа и саксофон, кларнет и виолончель и т.д. Не вызывает сомнений польза подобных заданий для развития тембрового воображения и фантазии.

И. С. Бах. Сицилиана. Переложение для флейты и баяна. Исполняют С. Виланд и В. Розанов

Ц. Кюи. Романс «Царскосельская статуя». Переложение для кларнета, арфы и виолончели.
Исполняют М. Смирнова, Э. Мгзилангве, В. Орлов

К. Дебюсси. Девушка с волосами цвета льна. Переложение для вибрафона и флейты.
Исполняют А. Комарова и В. Глузд

Э. Морриконе. Музыка из кинофильма «Professional». Переложение для вибрафона и арфы.
Исполняют С. Кипрская и А. Горская

Для развития тембрового воображения и фантазии важна богатая разнотембровая среда, знакомство с новыми тембровыми сочетаниями. Оригинальные сочетания — это тоже, как правило, переложения для необычных составов. Часто это — авторские обработки.

Ф. Мендельсон. Скерцо из музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь». Переложение для трех баянов и аккордеона.
Исполняют В. Ильгин, В. Ступников, А. Шкворов, М. Давид

А. Пьяццолла. История танго. Ч.1. Переложение для домры и гитары.
Исполняют И. Рожкова и А. Изотов

Все эти видео — фрагменты концертов «В царстве тембров», проводящихся в ССМШ при СПб консерватории и организуемых Т. А. Литвиновой.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход