www.poezo.ru

Оптимальная организация деятельности начинающего пианиста при разборе нотного текста

Марина Лесникова

Марина Лесникова

Преподаватель

1. Вступление

«Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка, он выделяет её из всех получаемых впечатлений», — резюмировала в своих научных трудах руководитель лаборатории эстетического воспитания детей при АПН СССР И. Л. Дзержинская (70-е — 80-е годы XX века).

Опираясь на теорию Б. М. Теплова о развитии музыкальных способностей, И. Л. Дзержинская, как и многие её соратники и последователи (такие, как Н. А. Ветлугина — доктор педагогических наук, Л. Н. Комиссарова — кандидат педагогических наук) , — отмечала, что восприятие музыки совершенствуется в соответствии с развитием основных музыкальных способностей (ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально — ритмическое чувство.

В своем исследовании Дзержинская обращала особое внимание на необходимость развития у ребенка эстетического восприятия музыки, понимания содержания и идеи музыкального произведения, умения различать и оценивать выразительные средства, используемые композитором. Она доказала, что эстетическое восприятие музыки развивается в целенаправленной музыкальной деятельности. Восприятие музыки совершенствуется при участии педагога.

2. Применение основных принципов педагогики в работе с пианистами.

Согласуясь с научно обоснованными аспектами воспитания юных музыкантов, применяя на практике вышеприведенные основополагающие принципы развития музыкальных способностей, в частности, — у начинающих пианистов, каждый преподаватель в процессе творческого общения с воспитанниками рано или поздно приходит к собственным — пусть маленьким, но — открытиям.

Эти педагогические находки помогают обоим участникам творческого процесса (ученик- наставник) в дальнейшем глубже проникнуть в сущность той или иной проблемы, стоящей перед маленьким человеком, стремящимся постигнуть большой и прекрасный мир музыки.

Наработки многолетнего педагогического опыта, как правило, на удивление просты, как бы «лежат на поверхности»(коллеги, вероятно, согласятся с данным наблюдением). Но необходимы время, практический труд, работа педагогической мысли, чтобы из уже давно всем известного вычленить главное для себя и для учащегося, отшлифовать, придать конкретики и вручить ученику как руководство к действию, как некий ключ к решению творческой задачи.

3. Роль наставника в формировании умений и навыков у обучающегося игре на фортепиано

Чтобы понять, какие затруднения испытывает ребенок при освоении нотного текста музыкального произведения, педагогу необходимо с высоты своего профессионализма «спуститься» (как говорилось известным педагогом в одной из его работ) на уровень развития данного конкретного ученика с тем, чтобы, рассмотрев проблему изнутри, проанализировав возможности начинающего пианиста, определить пути разрешения проблемы, выработать алгоритм решения задачи, тем самым поднимая обучающегося в его развитии на новую ступень, задавая ему вектор движения вверх, чтобы шаг за шагом, от урока к уроку, из года в год воспитанник приближался к своему наставнику в уровне овладения навыками игры на фортепиано, в умении работать с нотным текстом.

4. Специфика работы с современными юными музыкантами в условиях всеобщей цифровизации.

С начала 2000-х, когда в нашу жизнь вошли компьютеры, смартфоны и другие цифровые устройства, мир стремительно стал меняться. Жизнь выдвинула новые требования как перед взрослыми, так и перед детьми. Мы всё больше времени стали проводить за компьютерами, в молчаливой сосредоточенности замирая перед мониторами, вследствие чего живое человеческое общение резко сократилось в нынешнем обществе. Это не могло не отразиться и на детях, которые тоже стали меньше уделять времени процессу говорения, а именно в детском возрасте устная речь играет важную роль в развитии мышления, логики, внутреннего мира человека и многих других процессов в формировании личности.

Молодое поколение как носитель будущего в развитии человечества активно адаптируется к стремительному темпу современности, где порой уже нет места дружескому диалогу, спокойному созерцанию, неторопливому размышлению, то есть всему тому, что присуще музыке.

В этой связи актуальность работы педагогов ДМШ, ДШИ, на наш взгляд, заключается в том, чтобы:

1) Сохранить лучшие традиции русской музыкальной школы;

2) Обогатить мировой опыт в области музыкального образования самыми передовыми методическими разработками, используя возможности цифровизации;

3) Осуществить преемственность поколений в деле освоения музыкальным искусством.

______________________________

Полностью методическая разработка М. Лесниковой «Оптимальная организация деятельности начинающего пианиста при разборе нотного текста» — в прикреплённом PDF-файле.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход