www.poezo.ru

Немецкий романтизм и философия музыки: Ф. Ницше, Р. Вагнер, А. Шопенгауэр

Анна Бурдельная

Анна Бурдельная

Преподаватель

Введение

В истории развития и становления человечества пути философии и музыки пересекались не раз. Обе эти формы духовной деятельности человека тесно связаны друг с другом. Говоря энциклопедическим языком, «философия музыки» — это раздел эстетики, исследующий сущность и значение музыки. К её основным проблемам изучения относятся вопросы исторического бытования музыки, её происхождение и роль в развитии общества, а также отношение с родственными видами искусства. Музыка оказывает особое воздействие на внутренний мир человека, и в этом плане её значение действительно имеет философский характер.

Ещё в древности великие мыслители пытались понять гармонию Вселенной, рассуждая о музыкальном звучании планет. О музыке размышляли Платон и Аристотель, Августин и Фома Аквинский. В каждую эпоху взаимосвязь музыки и философии проявлялась по-разному. Музыка как искусство всегда оставалась одной из самых интересных тем для философов всех эпох.

Вопрос о взаимосвязи философии и музыки остаётся актуальным и в наши дни. Немало глубоких и интересных мыслей решения философских проблем музыки, можно найти в музыковедческих работах как западной, так и отечественной литературы. Особенно тесная связь философской мысли и музыкального искусства наблюдается в XIX веке. Рассуждая о философии музыки, уместно назвать таких известных мыслителей XIX века как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Л. Фейербах, М. Хайдеггере…

Интересные разработки данной темы «философия музыки» имеются в изучениях наследия философа Ф. Ницше и композитора Р. Вагнера. Их «звёздная» дружба не исключила драматических последствий: философско-музыкальные отношения закончились полным разрывом. Взаимоотношения композитора с философом до сих пор являются предметом пристального изучения, противоречивых толкований и горячих споров. Их дружба — очень значимая часть личной и творческой биографии обоих выдающихся представителей своей эпохи. Великий немецкий композитор Рихард Вагнер выдающийся философ и теоретик искусства, крупнейший реформатор театра, известный поэт, музыкальный критик Фридрих Ницше…Отношения столь ярких и неординарных личностей не могли быть ровными и безмятежными, и разобраться в них непросто. Тем не менее, крайне интересно обратить хотя бы беглый взгляд на удивительное пересечение их творческих судеб.

Музыка в философии Фридриха Ницше

Творчество Фридриха Ницше, одного из основоположников западной философской мысли, по сей день вызывает споры, различные интерпретации и толкования. Его главные сочинения: «Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки кумиров». Философия Ницше не приведена в какую-либо систему. Да и сам Ницше ненавидел это приведение в систему и считал его чем-то нечестным, так как жизнь и учение философа часто резко отличаются друг от друга. Он стремился больше к тому, чтобы преобразить мир, чем понять его определённым образом. Он чувствовал себя по отношению к миру не как спокойный наблюдатель, а как его законодатель. Эта мысль встречается во всех его сочинениях, но наиболее резко она выражена в его книге «Так говорил Заратустра». Русский философ С. Л. Франк так сказал об этой книге: «Зимой 1901 года мне случайно попалась в руки книга Ницше «Так говорил Заратустра». Я был потрясён — не учением Ницше, а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги».1 Франк пишет, что это наиболее блестящее и гениальное произведение Ницше, которое и по исполнению, и по глубине содержания далеко оставляет за собою все его труды.

Величайшая личность, философ и мыслитель Фридрих Ницше на протяжении всей своей жизни испытывал живейший интерес к музыке, но для критики и слушателей как композитор он фактически неизвестен. Не стоит искать в сочинениях Ницше искру большого таланта, стилистически она воспринимается как нечто вторичное: в гармонии, форме, структурном развитии он не достигает уровня таких великих композиторов, как Шуман, Шопен, Лист или Вагнер. И это вполне объяснимо: в музыке Ницше был почти самоучкой как, впрочем, и в философии. Этому свидетельствуют его многочисленные ошибки в знаках альтерации, исправленные в новейших изданиях. Поражает краткость почти всех фортепианных опусов, обычно не превышающих по объему двух страниц, а иногда занимающих лишь полстраницы и оставляющих впечатление незаконченности, недосказанности. В музыке Ницше не был столь радикален, как в философии. Его фортепианное письмо не отличается виртуозностью и, в сравнении с листовским или шопеновсим, предъявляет в целом скромные технические требования к исполнителю. В качестве примера приводим одну из фортепианных миниатюр Ф. Ницше Heldenklage (a hero«s sorrow).

Исполняет испанский пианист Alex Alguacil, piano Recorded Live at Le Frak Hall, QC, New York.

Ницше был весьма самокритичен: в конце каждого года он подводил итог своим деяниям и решал, какие из композиций не заслуживают права на существование. Многое он уничтожил сам. Немало оригиналов пропало во время второй мировой войны. Сохранилось чуть больше 40 сочинений, некоторые во фрагментах. Конечно, великий философ не был великим композитором, но без его музыки наши представления о Фридрихе Ницше были бы неполными.

Исследователей больше привлекали дружба Ницше с Вагнером, их интеллектуальное родство, которое позднее перешло в неприязнь со стороны более независимого Ницше. Хорошо известны его литературные работы, поддерживавшие Вагнера, а позднее и направленные против него. Но музыкальное наследие Ницше звучит редко.

В философии Ницше музыка занимает значительное место и как предмет изучения, и как способ изучения. Боготворя музыку, он вывел её за пределы мира. Несмотря на то, что Ницше не признавал существование предвечной божественной гармонии, глобальной души или всеобщего закона мироздания, музыку он возводил в ранг альтернативной реальности, «идеального параллельного мира».

_______________________________

1Франк С. Л. «Сочинения». Издательство: М.: Правда, 1990 г, стр. 394

_______________________________

Полностью с работой А. Бурдельной «Немецкий романтизм и философия музыки: Ф. Ницше, Р. Вагнер, А. Шопенгауэр» можно ознакомиться в прикреплённом ниже PDF-файле.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход