Изучение темы «Русские народные инструменты» в рамках самостоятельной работы учащихся в курсе музыкальной литературы
В курсе музыкальной литературы первого года обучения изучению инструментов симфонического оркестра отводится достаточно времени, чего нельзя сказать о других музыкальных инструментах. Например, теме «Клавишные и струнно-щипковые инструменты» отводится всего один урок, а на русские народные музыкальные инструменты времени практически не остается. Отчасти о них говорится в курсе слушания музыки, но необходимость повторения этой темы в курсе музыкальной литературы не вызывает сомнения, так как возможность изучить народные инструменты где-либо еще, кроме уроков, сейчас практически отсутствует.
Не все имеют возможность посетить выступление оркестра русских народных инструментов или ансамблей народной музыки, не во всех музыкальных школах есть классы домры или балалайки, а в средствах массовой информации, к сожалению, очень редко можно услышать ансамбли народной песни, которые исполняют песни и инструментальные наигрыши в подлинно народной манере. Поэтому ученикам предлагается самостоятельно подготовить доклады или презентации о русских народных инструментах и выступить с ними на уроке. Таким образом была подготовлена презентация Георгия Лихотникова «Балалайка». Нужно отметить, что в подготовке этого проекта принимали участие и родители ученика, которые активно помогали в подборе материала, а папа даже сочинил стихи о балалайке, взятые в качестве эпиграфа.
Ниже приводится текст доклада и мультимедийная презентация.
Россияночка от шпильки до подставки,
Три струны — как триединый Бог!
Русский дух на сцене и на лавке,
Балалаечка — вот музыки исток!
М. Лихотников
Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом.
Когда и кем изобретена балалайка, неизвестно. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков — домбры. Есть еще одна версия: возможно, балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере, заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Большинство историков и музыковедов придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода — 1688 год.
В. Даль определяет балалайку как «народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит из кузова с треугольной декой и грифа, делается из соснового дерева, и размеры ее уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах. Длина кузова с грифом равна 30 дюймам, наибольшая ширина треугольной деки в нижней ее части равна 16 дюймам, наименьшая в верхней части равна 2 дюймам. Шесть миндалевидных отверстий на верхней стороне деки, сходящихся в одном общем центре (в виде звездочки), имеют тоже значение, что вырезки в деке скрипки и называются эсами (S)».
Про балалайку существует множество песен, частушек, есть даже загадки:
В лесу выросла,
Из лесу вынесена,
На руках плачет,
На полу скачет.
Так называемая «деревенская» балалайка довольно сильно отличалась от усовершенствованной балалайки Василия Васильевича Андреева, который предложил инструментальному мастеру Ф. Пасербскому сделать балалайку из бука (корпус) и ели (деку) и значительно увеличить корпус, в результате чего он приобрёл лучшие резонансные свойства. Гриф, наоборот, был укорочен, а струны взяты скрипичные и гитарные.
По образцу струнного квартета В. Андреев задумал создать семейство балалаек разного размера. Совместно с Пасербским и Налимовым были сконструированы и изготовлены балалайки пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. На основе этих инструментов был создан Великорусский оркестр, который впоследствии объездил многие страны мира, прославляя балалайку и русскую культуру.
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало пробуждению интереса к народным инструментам и народному творчеству в России и за ее пределами. Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались популяризовать балалайку (Трояновский и др.). В этот период профессиональные композиторы сочиняют музыку для этого инструмента, впервые балалайка зазвучала с оркестром.
Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением России. Я надеюсь, что этот истинный символ Русской идентичности обретёт второе дыхание и во весь голос заявит о Великой Русской Культуре.
Библиография:
1. Пересада А. И. Балалайка: Популярный очерк.
2. Васильев Ю. А., Широков А. С. Рассказы о русских народных инструментах.
3. Энциклопедический словарь юного музыканта.
4. Интернет ресурсы
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.