www.poezo.ru

Формирование навыка игры «апояндо» в процессе обучения

Александр Бакланов

Александр Бакланов

Преподаватель

Совеременная гитарная школа не стоит на месте, она развивается, совершенствуется и ставит перед исполнителями новые задачи, выдвигает новые требования.

Как и раньше, основной задачей, которая стоит перед молодым исполнителем, остается формирование полноценного, качественного звука, а проблема звука всегда была неразрывно связана с правильной постановкой правой руки и грамотным использованием основных приёмов игры на гитаре.

Цели и задачи данной работы:

  1. Подробно рассмотреть приём игры «апояндо», погрузиться в историю вопроса и проследить становление и совершенствование данного приёма звукоизвлечения;

  2. Заострить внимание на том, как приём «апояндо» влияет на формирование уверенного постановочного навыка правой руки на начальном этапе обучения (на примере рабочей тетради преподавателя ДШИ г. Сарова И. Фидельман);

  3. Показать, как влияет правильное использование данного приёма на, художественную выразительность и яркость исполнения произведений в процессе обучения.

Апояндо (от исп.apoyando, опираясь)— щипок, после которого палец опирается о соседнюю струну (определение из Википедии).

Можно выделить четыре основные фазы при извлечении звука приемом «апояндо»:

1) Палец прикасается к струне;

2) В результате сгибания последней фаланги и нажатия на струну кончиком пальца (подушечкой или ребром ногтя) струна отклоняется от своего обычного положения;

3) Струна соскальзывает с пальца, остается свободной и начинает колебаться;

4) Соседняя струна останавливает движение пальца, предоставляя таким образом точку опоры.

Необходимо следить, чтобы последние фаланги пальцев не разгибались под действием сопротивления струн, а рука не производила какие-либо лишние движения. Запястье должно оставаться округлым и не приближаться к деке.

«Апояндо» чаще всего используется гитаристами для акцентированно-выразительного исполнения отдельных звуков, мелодий или мелодических пассажей. Данный прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию гитары. Чарльз Дункан в «Искусстве игры на классической гитаре», рассуждая о том, какой прием игры следует выбрать в том или ином произведении, приводит в пример игру профессионального теннисиста, которого спросили бы, «почему надо отказаться от простого удара ракеткой сверху вниз в пользу более сложного удара. Он ответит — чтобы улучшить удар!» Поэтому иногда имеет смысл отказаться от игры тирандо в пользу апояндо, чтобы добиться большей яркости и громкости звучания.

Своими корнями приём «апояндо» уходит в испанскую гитарную школу и заимствован у фламенкистов. Яркими представителями испанской школы 18–19 веков являются Ф. Сор, Д. Агуадо, Ф. Таррега. Последний закончил Мадридскую консерваторию по классу фортепиано, но всю свою жизнь посвятил искусству игры на гитаре, вёл насыщенную концертную деятельность и оставил после себя богатое наследие. Он использовал способ «апояндо» почти для всех звуков, не составляющих часть аккорда или быстрого арпеджио.

На принципах техники Тарреги написал свою знаменитую школу испанский гитарист Эмилио Пухоль Виларруби. В ней он подробно останавливается на описании способа защипывания струны с опорой, где пальцы i, m, a играют «апояндо», а большой палец »tirando».

Традиции испанской школы глубоко развил и усовершенствовал знаменитый гитарист Андрес Сеговия, исполнительские принципы которого легли в основу современного гитарного искусства. Прием «апояндо» у А. Сеговии употребляется в трех случаях:
1) при исполнении гаммообразных пассажей;
2) при исполнении мелодии на одной струне;
3) при выделении мелодического голоса в арпеджио.

Позже в творчестве А. Сеговии этот прием, в сочетании с ногтевым способом звукоизвлечения, способствовал продвижению гитары на большую концертную эстраду. Плотный, сильный, глубокий и певучий тон Сеговии, активно использовавшего «apoyando», до сих пор является одним из ярчайших образцов гитарного звучания.

Ученик М. Льобета, А. Сеговия дважды посещал Россию и встречался с Н. П. Агафошиным, известным российским педагогом и исполнителем, а затем и его учеником — А. Ивановым –Крамским. Примечательно, что в школе игры на шестиструнной гитаре А. Иванова-Крамского нет понятия «апояндо» и «тирандо» , а есть понятия — 1 –ый приём и 2-ой приём. Играя первым приёмом «сверху — вниз», мы получаем «апояндо», а играя вторым приёмом «снизу — вверх» — «тирандо».

Активно используют данный вид техники и в современной гитарной школе. Достойный пример — исполнительский стиль двух ярких гитарных лидеров Д. Илларионова и А. Зимакова. Оба они в разныегоды стали победителями престижного американского конкурса, имеют большую концертную практику. Помимо безукоризненной техники и насыщенного звучания их роднит широкая динамическая и тембровая палитра. Не случайно огромное количество отзывов в зарубежной и отечественной прессе отмечают в первую очередь их звуковые качества в их техническом оформлении, а потом уж сложность, новизну и насыщенность репертуара. Именно они воспринимаются достойными продолжателями классических традиций Тарреги—Сеговии.

Итак, на примере творчества известнейших метров гитары, мы видим, что приём «апояндо» сыграл огромную роль в развитии гитарного искусства в целом, и в превращении гитары из камерного, салонного инструмента в полноценный, концертный инструмент, в частности. При этом данный приём помогает нам полнее раскрывать художественные образы, решать сложные технические задачи, а лучшие современные исполнители активно используют его в своей повседневной практике.

Подробнее с методической разработкой можно ознакомиться в прикреплённом ниже PDF-файле.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход