www.poezo.ru

Реализация межпредметных связей в работе над музыкальным спектаклем

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Галина Сметанина

Галина Сметанина

Музыковед

Тема межпредметных связей в преподавании музыкальных дисциплин всегда актуальна, поскольку в комплексной подаче учебных предметов достигается, как правило, более успешный результат. Межпредметные связи могут быть реализованы одним педагогом, ведущим разные дисциплины с одними и теми же учащимися. Этот наиболее распостранённый вариант связей встречается и в училищной практике (теория – сольфеджио, музыкальная литература – анализ музыкальных произведений, гармония – сольфеджио и др.), и в практике музыкальных школ (сольфеджио – музыкальная литература, сольфеджио – хор, сольфеджио – общее фортепиано и  т.д.). Продуктивной может быть также работа педагогов, ведущих разные дисциплины в постоянном контакте друг с другом, когда согласовывается учебный план, используемые музыкальные произведения, время изучения материала и т.п.

В практике музыкальных школ среди прочих существует ещё одна форма совместной работы педагогов – постановка с детьми музыкальных сказок. Это очень интересный и увлекательный вид деятельности, способствующий развитию музыкальных и творческих навыков, самовыражению учащихся. В плане межпредметных связей музыкальная сказка представляет  собой объединение в единое целое самых разных дисциплин. Так, вокальные партии выучиваются педагогами на уроках сольфеджио, музыкальные жанры, используемые композиторами в той или иной сказке, изучаются детьми в курсе музыкальной литературы. Добавим также основы сценического мастерства, придумывание вместе с  детьми костюмов, декораций, грима, причёсок и т.д., — и мы выходим на связь с  параллельными видами искусства и дисциплинами, напрямую в музыкальной школе не  затрагиваемыми.

Цель данной работы – обобщить опыт нескольких лет, проследив связь двух ведущих дисциплин музыкально-теоретического цикла – сольфеджио и музыкальной литературы, а также показать, как из года в год усложнялись и решались задачи, поставленные перед детьми.

Музыкальные сказки позволяют ознакомить детей с особенностями музыкального языка и средствами выразительности на достаточно раннем этапе обучения. Весь материал сказок – песни, ансамбли, хоровые номера – разучиваются обычно на уроках сольфеджио. Знакомя учеников с музыкой спектакля, педагог обязательно останавливается на основных средствах музыкальной выразительности, связывая их использование с созданием определённого образа. Дети, принимающие участие в спектакле, обычно занимаются в разных группах по сольфеджио и  музыкальной литературе и учатся в разных классах. Но это нисколько не мешает в  работе. Хотя на определённые роли намечены определённые ученики, в разучивании вокальных партий, в процессе анализа средств выразительности принимает участие вся группа. В этой работе дети выучивают сольные партии, что обеспечивает в  случае необходимости взаимозаменяемость.

Музыка этих спектаклей даёт материал достаточно разнообразный для использования на уроках сольфеджио. От довольно простых песен, которые были в  первой сказке, мы переходим к более сложным вокально-интонационным задачам. Сольные партии усложняются в основном за счёт ритма — пунктирный ритм, синкопы, сложные ритмические группы в размере 6/8 и т.п. обычно изучаются на уроках сольфеджио позже, чем прорабатываются в музыкальных сказках. Но возникают новые задачи, связанные с работой над многоголосием. Так, во второй постановке есть хоровое двухголосие, дуэты главных персонажей – это не только поочередное пение, но и  двухголосное. В следующей пьесе, «Сказке про Бабу Ягу», необычный «персонаж» — хор — сопровождает всё действие. Это четырёхголосный хор аккордового склада, который потребовал от учащихся умения хорошо слышать вертикаль и держать свою партию. Кроме того, здесь есть ещё один хор в духе русских народных протяжных песен, с имитациями и элементами подголосочной полифонии. Так как в этих сказках есть хоровые номера, педагоги получили возможность более полно задействовать группу учеников одного класса. В музыкальном спектакле ученики принимают участие с удовольствием, и работа над многоголосием в хорах из сказки оказывается для них не такой сложной, так как интерес к постановке играет для них большую роль.

 Когда весь музыкальный материал спектакля выучен, начинаются сводные репетиции. Поскольку зачастую на каждую роль претендуют два-три человека, дух соперничества заставляет ребят проявлять фантазию, импровизировать движения, жесты, танцы, ярко выражать эмоции, одним словом, творить. На таких общих репетициях педагоги стараются проводить аналогии с большими оперными спектаклями, поскольку жанр оперы изучается в курсе музыкальной литературы первого года обучения. Конечно, изучить подробно строение и драматургию музыкального спектакля невозможно, но обязательно ведётся разговор о жанре, лежащем в основе какого-либо номера, об особенностях его воплощения. Отмечается и повторение тем, их изменение или преобразование в  процессе развития сюжета. На этих примерах дети учатся понимать, что одна и та же музыкальная тема может изменять свой характер – менять размер, лад, жанровый облик и приобретать совершенно противоположные черты. Музыкальные номера в  таких спектаклях часто носят изобразительный характер, и это даёт возможность вести разговор о программности и изобразительности в музыке.

Первая сказка, поставленная нашим музыкальным театром, «Кот в сапогах» С.Соснина, содержит знакомые детям из курса музыкальной литературы жанры: песню, марш, польку, вальс, менуэт. Но на уроках дети знакомились с классическими образцами этих жанров, слушали их, анализировали характерные черты, играли в  классе специальности или общего фортепиано. В работе же над сказкой они возвращаются к знакомым жанрам на новом уровне, здесь всё иное – музыкальный язык, использование данного жанра в определённом контексте, то есть на новом уровне реализуется всем известный принцип «повторение – мать учения». Кроме того, здесь можно говорить и об опере в целом, так как этот спектакль очень точно выверен драматургически, и здесь есть все элементы, присущие настоящей опере – и лейтмотивы, и тематические арки, и преобразования тем, и ярко обозначенная кульминация.

Следующая сказка, поставленный с этими же учениками – «Хоровод сказок» Е.Жарковского. Это более продолжительная по времени пьеса потребовала решения более сложных задач в работе с детьми. В «Хороводе сказок» представлен более широкий круг жанров и их многообразное воплощение. Так, например, вальс предстаёт перед нами в разных обликах – он и притворно-вкрадчивый, и весёлый, задорный, и фантастический, причудливый. Здесь мы находим и подражание русским народным песням, и пастораль, и разнообразные по замыслу и воплощению плачи-причитания. Интонационный и гармонический язык сказки сложнее, чем в  предыдущем спектакле, к этому присоединилась необходимость самостоятельно вести спектакль, так как роль ведущего здесь сведена к минимуму. Но в целом учащиеся успешно справились с поставленными задачами.

Новым этапом в театральной деятельности стала музыкальная сказка В.Екимовского «Про Бабу Ягу, её сына Цыпу, Царевну-Матвевну и сундук с  вениками». Здесь, прежде всего, следует отметить ряд новых приёмов и в построении спектакля, и в музыкальном языке. В отличие от предыдущих пьес, все диалоги идут на фоне фортепианного сопровождения, которое характеризуется ярким и  непривычным для детей гармоническим языком. Здесь мы находим и кварто- секундовые созвучия, и кластеры, и созвучия, использующие элементы расширенной ладовой системы с равноправием всех двенадцати тонов. Хотя всё это многообразие носит в основном изобразительный характер, оно позволяет познакомить детей с элементами современной гармонии, расширить их представления в этой области. Вокальные же номера выдержаны в привычном интонационном строе и вполне определённы по  жанрам. Шутливым сюжетом, ироничным отношением автора к сказочным персонажам объясняются  элементы стилизации. Цыганский романс, удалая пляска в русском стиле, эстрадный шлягер семидесятых годов – вот жанровые прототипы сольных номеров главных героев. Но, пожалуй, самая важная особенность – через весь спектакль проходит начальная тема из «Избушки на  курьих ножках» М.П.Мусоргского. Она звучит в инструментальном вступлении, её  интонации появляются в середине пьесы и в заключительном хоре в партии фортепиано. Связь с музыкальной литературой здесь оказывается самой непосредственной – не только через характеристику жанров, но и через конкретное произведение, изучаемое как в первый год обучения, в качестве примера программной музыки, так и в курсе русской музыкальной литературы.

Таким образом, мы видим, что работа над музыкальным спектаклем позволяет решать самые разные задачи. В курсе сольфеджио это развитие вокально-интонационных и ритмических навыков, работа над многоголосием и  развитием гармонического слуха, а также  развитие творческих способностей учеников. Использование форм и средств жанра оперы, характерных для неё приёмов развития, выявление жанровых прообразов музыкальных номеров, их характера и средств музыкальной выразительности, применённых для создания определённого образа – всё это даёт учащимся возможность на практике освоить те знания, которые они получают на  уроках музыкальной литературы.

Итак, работа над музыкальными сказками – это не только интересный и  увлекательный вид совместного творчества учащихся и педагогов, но и достаточно эффективная форма учебной деятельности, позволяющая на новом, принципиально ином, практическом уровне реализовать связь ведущих дисциплин музыкально-теоретического цикла в детской музыкальной школе – сольфеджио и  музыкальной литературы.

 

 

 

 

 

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход