www.poezo.ru

Формирование музыкальных представлений в различных видах детской музыкальной деятельности

Елена Нестерова

Елена Нестерова

Преподаватель

Известный советский психолог академик Л. Рубинштейн в статье «О способностях» сформулировал необычное определение обучения, предлагая его понимать «как культуру тех внутренних процессов, качество которых, собственно, составляет способность как таковую». Исход учения предопределяет совокупность внутренних процессов, которую переживает и формирует в себе человек.
Cпособность — не только исток, но и итог обучения, ведь в неё входят, во–первых, качество внутренних процессов, а во вторых их культура. Поскольку мы не можем влиять на качество внутренних процессов, обратимся к культуре внутренних процессов обучающихся, которая и является фактором, предопределяющим исход педагогических усилий.
Способности человека поддаются созиданию. Мы развиваемся и развиваем в зависимости от внутренних условий личности. Условия -это хорошее физическое состояние, нормальная еда, сон, движение, достаточное количество свежего воздуха. Условия –это и более тонкое, духовное понятие, некая особая культура внутреннего поведения: интерес к знанию, осознанию его важности, значимости, внутренняя дисциплина. Истинное познание должно быть радостным и окрылять душу человека положительными эмоциями. Мы видим основную задачу педагогов в приобщении детей получения внутренней радости от приобретённых познаний. Первый шаг к этой внутренней радости — интерес к изучаемому предмету. А этот интерес должны ежедневно «зажигать» мы — педагоги.
Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребенка, Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития черт поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной, нравственно-волевой эмоциональной сферой. Развитие детей этого возраста характеризуется становлением сложных форм познавательной деятельности. Целенаправленнее протекает восприятие, развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. В области восприятия развитие идет от простейших различений детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. Для шестилетнего ребенка характерен преимущественно эмоциональный, а не интеллектуально-рассудочный тип оценки происходящего. А. В Запорожец удачно определил это «мотивационно-смысловой ориентировкой» в ситуации.
Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что с одной стороны им свойственна гибкость воображения, а с другой у них мало личного опыта, мало развит художественный вкус, они не обладают еще устойчивым целенаправленным вниманием, не владеют умением обощать. У ребенка дошкольного возраста память обогащается образами-представлениями и этот процесс продолжителен. Запоминание происходит быстрее и качественнее, если материал для запоминания вызывает у детей интерес, положительные чувства, отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в музыкально, театрализованной деятельности. У детей старшего дошкольного возраста активно развиваются художественно- творческие способности, дети сами могут придумывать загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, лепят, рисуют по замыслу.
Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б. М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание по самому своему существу — эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку.Основной признак музыкальности — переживание музыки как выражение некоторого содержания.
Данная разработка посвящена некоторым аспектам развития музыкального мышления, освещает роль представлений в музыкальном развитии ребёнка, а также методы и приёмы формирования этих представлений в различных видах музыкальной деятельности.Работа адресована преподавателям музыки детских садов, младших классов общеобразовательных школ, подготовительного класса ДМШ.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход