www.poezo.ru

Олимпиада как важный элемент эстетического воспитания и метод расширения познавательной функции дисциплины «Музыкальная литература»

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Олимпиада по тем или иным дисциплинам — давно и успешно зарекомендовавшая себя форма соревнований в знаниях, умениях, навыках среди учащихся одной возрастной группы. Она позволяет достаточно эффективно решать сразу несколько педагогических задач: повторять материал в рамках учебной программы, расширять диапазон знаний учащихся за счет привлечения при подготовке дополнительной информации, стимулировать их к самостоятельным занятиям, пробуждая и поддерживая интерес и любознательность. При этом сама форма проведения подобных соревнований достаточно гибкая, предполагающая вариативность и творческий подход к формированию пакета требований и заданий.

В данной работе предлагается один из вариантов проведения монографической Олимпиады по музыкальной литературе для старших классов ДМШ. Олимпиада посвящена творчеству Н. А. Римского-Корсакова и проводилась для учащихся городских и областных детских музыкальных школ и школ искусств. Основной задачей при разработке требований мы считали расширение общеэстетических познаний учащихся, включив задания, связанные не только с музыкой, но и с театром, литературой, поэзией, живописью, и в то же время, не перегружая их узко специальными теоретическими вопросами. Тщательно работая над материалом, многократно редактируя его, добиваясь точности формулировок, мы сформировали пакет требований, подразумевающий высокую степень уважения к труду педагога и ученика, а в дальнейшем постарались сделать атмосферу Олимпиады максимально раскрепощённой, комфортной и праздничной.

Первое задание Олимпиады — музыкальная викторина. В ней четыре блока. Первый блок, состоящий из пяти номеров, представлял собой небольшой концерт учащихся и преподавателей. Вокальные номера были исполнены детьми, инструментальные — преподавателями. Живое исполнение в самом начале очень выигрышно с точки зрения общей драматургии мероприятия, поскольку создаёт определённую атмосферу в аудитории — атмосферу концерта, а не экзамена. За это время учащиеся успевают адаптироваться в новой незнакомой обстановке, ощутить доброжелательное отношение ведущего педагога и раскрепоститься. Определение номеров сопровождалось соответствующими вопросами.

Во втором блоке четыре номера. Аудиозаписи сопровождались показом репродукций картин М. Врубеля «Царевна Лебедь» и «Царевна Волхова», В. Васнецова «Снегурочка» и И. Репина «Садко в подводном царстве». Определив музыку, участники Олимпиады должны были вспомнить и авторов картин. Следует отметить, что репродукции, оформленные в рамки, украшали зал с самого начала Олимпиады, выполняя всё ту же задачу создания соответствующей атмосферы.

Своеобразной прелюдией этому стала также выставка рисунков, выполненных учащимися школы на темы сказочных опер Н. Римского-Корсакова, развернувшаяся у входа в зал. Таким образом, мы постарались с первых же шагов погрузить наших «олимпийцев» в чарующий образный мир музыки замечательного русского композитора.

Третий блок викторины сопровождался видеоматериалами.В четвёртом блоке прозвучали три фрагмента в аудиозаписи. По окончании викторины учащимся было предложено отметить музыкальные номера, свидетельствующие об интересе композитора к другим национальным культурам.

Таким образом, традиционную викторину удалось разнообразить разными формами подачи музыкального материала и усложнить рядом вопросов.

В качестве второго задания был предложен кроссворд. Автором была придумана внешняя форма кроссворда в виде старинного русского инструмента гусли. Связанный в нашем сознании с образом Садко, этот инструмент в качестве основы для кроссворда воспринят весьма положительно и ребятами, и педагогами, что в конечном итоге работает на тему, на творческий настрой аудитории. См. Кроссворд «Творчество Н. А. Римского-Корсакова».

Третий большой раздел Олимпиады «Великий труженик» сформирован на основе биографии композитора и предполагает проработку учебников, популярных книг о композиторе, а также его литературного труда «Летопись моей музыкальной жизни». Предваряя некоторые вопросы цитатами из «Летописи» или из воспоминаний современников, автором преследовалась всё та же магистральная цель воссоздания эпохи, настроения, атмосферы, т.е. погружения в мир могучей разносторонней личности великого мастера. См. Творческая биография Н. А. Римского-Корсакова.

В качестве четвёртого задания участникам предлагалось прослушать «Сечу при Керженце» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и написать небольшое сочинение с характеристикой образного содержания, основных тем, средств музыкальной выразительности. В помощь — картина Н. Рериха «Сеча при Керженце». Данный музыкальный фрагмент в сочетании с иллюстрацией живописным полотном художника воспринимается достойным завершением интеллектуального соревнования, посвящённого творчеству великого композитора.

Подводя итог, автор предлагает ряд общих методических рекомендаций, касающихся подготовки и проведения Олимпиад по музыкальной литературе.

На ранней стадии продумывается, какие цели и задачи преследует данное мероприятие, каким в итоге хотелось бы видеть конечный результат.

Далее определяется общая концепция творческого соревнования, намечаются основные его разделы и объём работы. Здесь как можно раньше следует обозначить музыкальный материал, на котором будет базироваться викторина. Это необходимо для того, чтобы привлечь учащихся и коллег к приготовлению музыкального раздела Олимпиады. Они должны иметь достаточно времени, чтобы выучить и отрепетировать намеченные музыкальные номера. К тому же, работа эта весьма ответственна для коллектива, участвующего в подготовке такого небольшого, но очень важного для школы концерта.

Следующий этап — долгая и чрезвычайно кропотливая работа над теоретическим и историческим материалом и формирование на его основе различных форм проверки знаний участников. Необходимо неоднократно возвращаться к уже сделанному, редактируя текст, отшлифовывая формулировки, делая их максимально понятными, не допуская возможности двойного или размытого толкования. В противном случае можно получить невнятные ответы на вопросы, которые потом будут сложно поддаваться оценке. Поэтому данный этап подготовки представляется нам весьма важным и ответственным.

Дополнительного времени потребует привлечение и достойное оформление предметов изобразительного искусства, но это всегда сторицей себя оправдывает, поскольку в сочетании с музыкой создаёт неповторимый настрой, необычайно повышает творческий градус аудитории. Здесь также трудно переоценить роль педагога, ведущего Олимпиаду. От его умения шаг за шагом, по нарастающей выстроить всю драматургию этого своего рода действа, также зависит успех состязаний.

Обязательно следует заранее продумать организационные моменты: комфортное размещение участников в аудитории, оформление рабочего места, качество звука и изображения, хронометраж и т. д., дабы не было заминок, неудобства, излишнего волнения среди участников. Хороший темп, слаженность в работе, доброжелательная обстановка — всё это слагаемые успешного проведения соревнования. А сама Олимпиада как способ углубления знаний в области гуманитарных дисциплин, как метод эстетического воспитания учащихся даст высокий результат.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход