www.poezo.ru

Вена. Гармония эпох

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Вена встретила нас крупными слезами дождя: хмурое небо, плотно затянутое тучами, не обещало счастливых ощущений. Тем не менее, вопреки погоде, они возникли, поскольку мы оказались в центре Европы, в замечательном городе с древнейшей историей, имперскими традициями, великой многовековой музыкальной культурой, великолепной архитектурой, демонстрирующей нам роскошные дворцы и резиденции августейших особ, богатейшие величественные храмы, отражающиеся в зеркальных стенах современных построек. Вену ощущаешь так же полнокровно, как Париж, но по-другому, поскольку это совсем иная по атмосфере, но столь же прекрасная столица. И столь же катастрофически не хватает времени, чтобы охватить всё то, что она предлагает гостям.

В связи с этим совершенно непонятно, что остаётся в памяти туристов, приехавших в Вену из Праги на четыре часа: они успевают проехать с обзорной экскурсией по городу, выйти у памятника Моцарту в бывшем императорском саду Бурггартене и сфотографироваться на его фоне по принципу «здесь был Вася». И всё. К Моцарту в результате практически не прорваться, а ведь памятник заслуживает быть запечатлённым сам по себе, без габаритных граждан в шортах, непременно стремящихся внедриться в скульптурную композицию. При этом столь навязчивым вниманием обывателя напрочь обделены памятники императору Францу Иосифу, Шиллеру, Гёте, Гайдну, Бетховену, Шуберту, Брамсу и другим великим деятелям прошлого, прославившим австрийскую столицу…Всему виной туристические штампы, которые гласят: Вена — город Моцарта и Штрауса, значит и увековечивать себя следует с ними в обнимку. Ликёр «Моцарт», конфеты «Моцарт», тряпичные сумки и фаянсовые бокалы с портретом Моцарта, магниты, тарелочки, подушечки — автор «Дон Жуана», «Свадьбы Фигаро» и «Реквиема» давно и успешно фигурирует в качестве торгового бренда. Таковы печальные реалии общества потребления, привыкшего делать деньги на всём…

Побывав в Вене дважды, понимаешь, как много ещё не успел увидеть и надо приезжать ещё. Но тем не менее, почувствовать этот чудесный город во всём многообразии его проявлений удалось. Автору этих строк, привычно и естественно ощущать мир через искусство, поэтому одним из главных притягательных объектов в этом плане является знаменитый Венский оперный театр. Бесспорно, это один из шедевров архитектуры, в театр можно войти с экскурсией. В то же время, это — крупнейший центр мирового музыкально-театрального искусства, здесь ежегодно ставится большое количество опер и балетов с участием лучших артистических сил Европы и мира. Но летом, в пору туристического наплыва, здесь господствует популярный концертный репертуар: повсюду тебя встречают разряженные в костюмы Фигаро, Папагено и других оперных персонажей театральные агенты, которые предлагают билеты на концерты популярной классической музыки в разных концертных залах Вены. Концерты хорошего качества, очень лёгкие, изобилующие музыкой Моцарта, Штрауса, популярными оперными ариями итальянских композиторов. Летом слушать сложные симфонические концепции никто не предлагает, всё серьёзное начинается с открытием нового сезона — осенью.

Другим объектом, который привлекает внимание музыкантской братии, и не только её, является Дворец Шёнбрунн — бывшая летняя резиденция Габсбургов. Ведь именно здесь в Зеркальном зале перед императрицей Марией Терезией выступал шестилетний Моцарт, очаровавший её своим искусством и умением справляться во время исполнения со всеми заданиями и трюками, которые ему предлагали. Побывав при дворе дважды, получив от императрицы новый красивый костюм, юный виртуоз произвел на слушателей столь сильное впечатление, что семья Моцарта практически ежедневно приглашалась в дома знатных особ и аристократии. Всё это здесь, в этих стенах можно явственно представить… Дворцовый комплекс Шёнбрунн — один из шедевров барочного стиля, в составе которого прекрасный парк, Пальмовый домик, павильон Глориетта и зоопарк. Если не торопиться, здесь можно провести весь день.

Собор святого Стефана — центр Вены, один из её символов и основных достопримечательностей. Это величественный кафедральный собор, первое письменное упоминание о котором датируется 1221 годом. Здесь ежедневно проходят богослужения. И как не вспомнить, что именно в этих стенах когда-то в течение девяти лет пел в хоре и обучался азам музицирования на разных инструментах Йозеф Гайдн! Тот самый «папаша Гайдн», как называли его позже музыканты капеллы Эстерхази, в творчестве которого откристаллизовался классический сонатно-симфонический цикл. Можно обойти собор неоднократно, разглядывая его детали, можно посидеть рядом в кондитерской «Аида» за чашечкой кофе и проникнуться значительностью момента соприкосновения с историей…

Здесь хочется много, неторопливо с интересом прогуливаться, направляясь от Собора святого Стефана к знаменитой Колонне Святой Троицы или Чумной колонне, знаменующей окончание эпидемии чумы в 1679 году. Всё это мраморное барочное великолепие выросло позже, а сначала колонна была деревянной. Являясь ярким акцентом, колонна притягивает толпы туристов, её можно долго рассматривать, разгадывая аллегорический замысел композиции.

Роскошная зимняя императорская резиденция Габсбургов Хофбург сегодня является официальной резиденцией федерального президента Австрийской республики. Дворцовый комплекс Хофбург включает в себя большое количество разнообразнейших музеев, среди которых каждый найдёт для себя наиболее интересный и привлекательный для посещения. Нас, конечно же, заинтересовала галерея Альбертина с богатейшей коллекцией живописи и графики, а также Музейный квартал, где представлено современное искусство.

В качестве необычного архитектурного объекта туристам непременно показывают Дом Хундертвассера. Естественно, что за двадцать минут там мало что увидишь, кроме самого причудливого красочного здания, поэтому лучше приехать сюда самостоятельно, обойти вокруг, оценить с разных точек. Смотреть есть что, поскольку рядом по его проекту в том же стиле была выстроена так называемая Деревня Хундертвассера — торгово-выставочный комплекс с кафе-баром и сувенирными лавочками. Венский Дом искусств — это реконструированное архитектором здание старой мебельной фабрики Тонет, здесь расположен музей, где представлены живописные работы и архитектурные проекты мастера, а также устраиваются выставки других художников. Хундертвассеру, кстати, принадлежит и очень необычный проект мусоросжигательного завода Шпиттелау, сочетающий в себе функциональность, заботу об экологической безопасности и яркое дизайнерское решение.

Много интересной современной архитектуры и в центре города, и в отдалённых районах. Особого внимания заслуживает знаменитый Gasometer City — образец промышленной архитектуры конца 19 века, реконструированный спустя почти столетие в комплекс сочетающий жилые, офисные и торговые функции. Газгольдеры, в которых некогда хранился коксовый газ для нужд города, с переходом на природный оказались не нужны в своём исходном назначении. Зато после творческого переосмысления архитекторов из архитектурного бюро Coop Himmelb (l)au, Жана Нувеля, Вильгельма Хольцбауэра и Манфреда Ведорна, помещения получили новую жизнь. В них расположены квартиры и студенческие комнаты, причём среди людей, живущих здесь, со временем возникло ощущение единения, общности, появился свой актив жильцов, интернет-сообщество, что, в свою очередь, заинтересовало психологов, архитекторов, журналистов как объект изучения определённого социального феномена. Органично вписались сюда и здания современного облика, например высотное здание с некоторым «надломом» или развлекательный центр Мегаплекс.

Замечательным контрастом округлым правильным цилиндрическим формам Газометра является расположившийся рядом жилой комплекс Ville Verdi из пяти угловатых зелёных как будто накренившихся зданий, построенных по проекту архитектурного бюро Albert Wimmer. Беглый взгляд на них необычайно веселит и бодрит, а более пристальный — по-хорошему радует, поскольку здесь всё продуманно и предусмотрено для нормальной комфортной жизни.

Итак, Вена — старая и новая, барочная и хайтековская, имперская и демократичная, солнечная и дождливая… Город великолепных дворцовых ансамблей, содержательнейших музеев, тенистых лирических парков с зеркальными водоёмами, многовековой центр музыкальной культуры…Город уютных гостеприимных кафе, вкуснейшего кофе и штруделя… Приехать, увидеть, почувствовать, прислушаться и вникнуть в гармоничную организацию жизни австрийской столицы — вот источник незабываемых впечатлений и ярких воспоминаний.

Проект Елены Копий. Фото Елены и Андрея Копий. Музыка: В. А. Моцарт. Концерт для флейты и арфы с оркестром, ч. 3.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.